Чем запомнился один из самых заметных спектаклей 2019 года

Одним из самых заметных спектаклей прошедшего Года театра стала «История рыцаря» в постановке Антона Непомнящего — пятая премьера МХАТа им. Горького в этом сезоне. Драматург и режиссер Антон Непомнящий положил в основу своей сценической фантазии знаменитую пьесу о Драконе и Ланцелоте Евгения Шварца, а также тексты древних восточных притч. В эпоху перемен психологи всех времен и народов призывали сограждан «приручать своих драконов». В смысле — своих собственных, живущих внутри нас. При таком подходе старая притча о рыцаре и драконе, поставленная в театре, звучит как нельзя более актуально. — Наша «История рыцаря» — попытка описать ту же самую историю глазами людей, переживших эпоху постмодернизма, который размыл четкие границы между добром и злом, — говорит Антон Непомнящий, предлагающий поискать ответ на вопрос, что важнее для правителя: долг перед своими подданными, своей страной или любовь к своим близким. А также ответить на вопрос: имеет ли право человек, совершая поступки, меняющие судьбы тысяч людей, руководствоваться эмоциями, чувствами или вся жизнь его должна быть подчинена лишь идее общего блага и соблюдения государственных интересов? — Мы пытались найти молодого героя, — говорит режиссер, — который был бы созвучен как современной молодежи, так и тем людям, которые помнят еще героев XIX века. Нам хочется дать шанс поколению молодых людей, которые уверены, что знают, как надо действовать. Которые уверены, что, допусти их к власти, они сделают что-то правильное и жизнь будет лучше. Может, они будут правы, а может, и нет? Мы хотим поговорить на эту тему. Спектакль вызывает массу ассоциаций с недавними событиями, свидетелями которых все мы были, — это и митинги на Болотной площади, и Майдан, и многое-многое другое. При этом привычный зрителю взгляд на притчу глазами рыцаря Ланцелота изменен — режиссер предлагает увидеть происходящее с позиции Дракона. Что совершенно по-иному расставляет акценты в постановке. — Вся проблема рыцарей заключается в том, что они не учат историю или от них эту историю умышленно скрывают, — считает Михаил Кабанов, народный артист России, исполнитель роли Дракона. — Вся правда состоит в том, что драконы ведь никогда не приходили к власти. К власти всегда приходили рыцари, молодые, полные благородных идей! А вот механизм того, как они превращались в драконов, и что с этим делать — вот это мы в своем спектакле и исследуем. Сценографию постановки определило световое решение сцены, превратившее здание на Тверском в средневековый храм с массивной каменной кладкой. В центре зала возвышается трон — символ власти, на стене — древняя карта территории и внушительный герб. На гербе Правитель собственноручно начертал девиз: «Любой может вызвать Дракона». В спектакле также заняты заслуженный артист России Александр Самойлов, Герман Андреев, Семен Шевелин, Эльвира Цымбал, Екатерина Черевко, Максим Бойцов. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТА им. Горького: — Власть и борьба за нее всегда были одной из главных тем мировой драматургии, как во времена античности, так и во времена перехода через Шекспира к Брехту. Наш театр, история которого началась с великого спектакля «Царь Федор Иоаннович», не может пройти мимо нее. Мы пытаемся переосмыслить эти вопросы на новом этапе. Читайте также: Столичные зрители увидят «психологический триллер» в театре им. Моссовета

Чем запомнился один из самых заметных спектаклей 2019 года
© Вечерняя Москва