Ещё

Какими получились «Маленькие женщины» Греты Гервиг 

Какими получились «Маленькие женщины» Греты Гервиг
Фото: RT на русском
30 января в российский прокат выходит ещё один фаворит текущего наградного сезона и третий полнометражный фильм  — драма . Лента основана на двух романах американки Луизы Мэй Олкотт. Героини книг, четыре сестры Марч, растут в бедной семье в годы Гражданской войны в США и после её окончания. Девушки учатся с достоинством переносить тяготы своего положения, борясь с эгоизмом, тщеславием и другими пороками. Роли в картине исполнили , , Флоренс Пью, Элайза Сканлен, , Тимоти Шаламе и . Как Гервиг вдохнула в произведение Олкотт новую жизнь — в материале RT.
В 2020 году самому известному роману американской писательницы Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» (Little Women) исполняется 152 года. Сразу же после публикации в 1868 году книга стала бестселлером, и по сей день она считается одним из лучших произведений в американской литературе.
Ни для кого не секрет, что роман Олкотт в известной степени автобиографичен. Родители писательницы не были богаты, она росла с ещё тремя сёстрами. С юности девушкам приходилось подрабатывать гувернантками или тьюторами.
Книжное воплощение сестёр Олкотт — сёстры Марч. Они оказываются в незавидном положении после банкротства отца, произошедшего за несколько лет до начала описываемых в первом романе событий (о жизни в достатке помнит только самая старшая дочь, Мэг). Пока она и Джо подрабатывают, младшие — Бэт и Эми — помогают по дому. Бедность не порок, но из-за неё девочки то и дело попадают в неловкое, а то и зависимое положение. Не отчаиваться и держать нос по ветру сестёр учит мама — миссис Марч.
Самый яркий и горячо полюбившийся читателям персонаж — средняя сестра Джо: строптивая, нетерпеливая, но бесспорно талантливая и решительная девушка, не желавшая примиряться с навязанной обществом гендерной ролью рафинированной барышни, живущей в ожидании брака.
Незаурядная пацанка Джо (она очень жалеет, что родилась девочкой) стала для примером для подражания для многих поколений. Об этом говорили и , и Симона де Бовуар, а ещё Анна Квиндлен и Соня Санчес. Идея Олкотт о самореализации за счёт таланта, а не удачного брака, была прогрессивной и очень привлекательной в своё время (но отнюдь не единственной свежей мыслью в романе).
Сёстры выпускают собственную газету, устраивают заседания «Пиквикского клуба», обсуждают прочитанные книги, ставят костюмированные спектакли с декорациями для соседских девочек. Культура составляет важную часть их жизни, равно как и философия (недаром семейство Марч философски относится к своему бедственному положению).
Фактически сразу после публикации «Маленьких женщин» Олкотт написала продолжение под названием «Хорошие жёны» (Good Wives), где почти всех сестёр, даже непокорную , выдаёт замуж, перечеркнув таким образом всю революционность первого романа и разочаровав некоторых его поклонниц (к примеру, писательница назвала продолжение литературным ужастиком).
И всё же кинематографисты присматривались к обоим романам и во все времена — не только в эпоху процветания #MeToo. Образ Джо на себя примеряли Кэтрин Хэпбёрн, Джун Эллисон и . Прямо по пятам мини-сериала от BBC с Майей Хоук в роли Джо роман экранизировала и Грета Гервиг.
«Маленькие женщины» — её третья полнометражная работа. В 2017 году состоялась премьера самостоятельного режиссёрского дебюта Гервиг о взрослении такой же непокладистой, как и Джо, девочки Кристин из Сакраменто. Это трогательное ретро подкупало честностью, юмором, свежестью и отсутствием менторского тона.
Если в режиссуре Гервиг — новичок, то на сценарном поприще — профессионал: писать скрипты она начала больше десяти лет назад. Сперва в соавторстве с Джо Сванбергом («Ханна берёт высоту», «Ночи и выходные»), затем с  («Блюдо и ложка») и, наконец, с Ноа Баумбахом («Милая Фрэнсис», ).
Гервиг стала музой Баумбаха и иконой мамблкора, внимательно следила за постановщиками, с которыми работала, впоследствии выработав собственный тон с присущими ей непринуждённостью, искренностью и любовью к импровизации. В аналогичном ключе были сняты и «Маленькие женщины».
Сценарий «Леди Бёрд» сильно напоминает роман Олкотт: это аналогичная история о взрослении и бунтарстве (но без дополнения об изменяющемся положении женщины в социуме). В обеих лентах лицо у этого мятежного духа одно — Сирша Ронан (она очень просила Гервиг по старой дружбе дать ей заветную роль в экранизации книг Олкотт), Леди Бёрд которой напоминает дальную родственницу Джозефин Марч.
До безумия влюблённого в Джо мальчика-богатея Лори (Теодора Лоуренса) из соседнего поместья играет неприлично популярный Тимоти Шаламе (кстати, такой же борец с гендерными предрассудками, как и его коллега по фильму Эмма Уотсон). Интересный факт: в финале картины Грета Гервиг оставляет вопрос о замужестве Джо открытым. Олкотт писала продолжение со «счастливым концом» в угоду читательскому запросу прошлого, но «Маленькие женщины» Гервиг принадлежат сегодняшнему дню.
Уотсон здесь досталась роль главной красавицы, старшей сестры Маргарет Марч — сильно зависящей от мнения окружающих, но усердно борющейся с тщеславием молодой женщины. Двух младших Марч — бескорыстную Бэт и эгоистку Эми —сыграли Элайза Сканлен и Флоренс Пью, а их мать — Лора Дерн. Противную богачку, родственницу семейства тётушку Марч, на экране воплотила всегда убедительная Мерил Стрип.
Звёздный каст ленты Гервиг не уступает актёрскому ансамблю экранизации 1994 года с , , Кирстен Данст, и . Впрочем, если сравнивать фильмы исходя из соответствия букве романа, то предпочтение всё же стоит отдать ленте Гервиг.
В работе над адаптацией сценария режиссёр изменила хронотоп повествования, перекроив пожелтевшие страницы 150-летнего романа в динамичную историю об отрочестве, любви, самозабвении и дружбе. Кадры из детства сестёр чередуются с их юношеством. Начало истории насыщено яркими, тёплыми, желтовато-охровыми тонами, но по мере взросления девочек «ламповость» оттенков притупляется и перетекает в более прохладную палитру.
Нелинейный пересказ Гервиг лишён существенных расхождений с сюжетом романа (что хорошо), но вместе с тем не позволяет отслеживать изменения во внешности некоторых героев (что плохо). Олкотт следит за судьбой сестёр Марч на протяжении нескольких лет, и если старшие Мэг и Джо за это время внешне изменились несильно, то Эми (которой на момент начала истории 12 лет) из девочки должна была превратиться в девушку. Однако в своей экранизации Гервиг непростительно закрыла на это глаза, усадив за парту со школьницами 24-летнюю Флоренс Пью.
Тем не менее, на странную игру воображения Гервиг можно и не обратить внимания за счёт смелого хода с постоянным прерыванием литературного повествования, который сильно освежает историю. «Маленьких женщин» в этом прочтении уже номинировали на  в шести номинациях, из которых минимум одну — за «Лучший адаптированный сценарий» — экранизация, несомненно, заслуживает больше своих конкурентов.
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео