Спектакль "Новой драмы" приглашен на "Маску плюс"

Едва отгремели аплодисменты спектаклю "Летели качели" "Новой драмы" на смотре пермских театральных талантов "Волшебная кулиса — 2019", как новая радостная весть пришла в Пермь. Этот театр получил официальное приглашение для участия в проекте «Маска плюс» в рамках национального театрального фестиваля «Золотая .маска». Сегодня мы подробнее рассказываем об этой постановке. Нечасто удаётся посмотреть спектакль, который потом ещё долго не оставляет тебя в покое, заставляя мысленно возвращаться к себе вновь и вновь. «Летели качели» в постановке Марины Оленёвой, художественного руководителя театра «Новая драма», именно этот редкий случай. Пьеса современного белорусского драматурга К. Стешика - о сегодняшнем дне, хотя в центре ее герой поколения 1990-х, безвременья, когда старые идеалы и нравственные ориентиры рухнули, а новые еще не сформировались, и в чём искать жизненную опору молодым людям - неясно. Увлечение рок-музыкой как протестом против официоза стало для части молодёжи смыслом существования. Такое явление, как фан-клубы и фанаты рок-звёзд, стало повсеместным. Фанаты черпали в творчестве своих кумиров свободу самовыражения, подражая во всём - манере одеваться, стричься, носить аксессуары, курить травку и пить алкоголь. Таков и герой спектакля Стас в исполнении Алексея Корсукова, который был признан лучшим молодым актером на «Волшебной кулисе». Впервые я увидела его в спектакле «Станционный смотритель» в пермском Доме актера. Он запомнился мне пластикой, редким обаянием и органикой. В спектакле «Летели качели» он поразил меня при внешнем достаточно сдержанном рисунке роли глубиной и выразительностью интонаций, проживанием жизни своего героя «до полной гибели, всерьёз». Замечательно сыграна артистом сцена, когда Стас думает, что убил Ксению. Герою Корсукова - 35 лет. У него есть семья, жена, дети - подростки. Но Стас, кажется, навсегда «застыл» во времени своего кумира, солиста группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Его практически ничего не волнует в этой жизни, кроме песен Егора Летова. Они до сих пор - главный предмет его интереса, в них он черпает свою жизненную философию, они - его единственная путеводная звезда. О своих детях Стас практически ничего не говорит, семья мало занимает его, работа на заводе штамповщиком не дает удовлетворения, учиться в свое время ему было лень, как и совершать какие-то другие телодвижения, которые требуют от человека усилий. Спектакль звучит как монолог главного героя, который делает попытку идентификации собственной личности. Окружающие мало интересны Стасику, он не стремится к общению, главное для него - выговориться. А будет ли это родной отец, который, как «овощ», сидит в инвалидном кресле в Доме для престарелых или подруга по «инету» Темная луна - Ксения, не так уж и важно. Театр доводит эту мысль до абсурда. Вместо отца, которого Стасик регулярно навещает в Доме престарелых, мы видим просто на ширме пальто. Ему-то и «исповедуется» главный герой. Для него вообще все люди на одно лицо. Чтобы подчеркнуть эту мысль, драматург предлагает трех разных женщин: буфетчицу в кафе «Весна», медсестру в Доме престарелых и мать Ксении - играть одной актрисе. В спектакле этих трех женщин играет опытная актриса Алла Мезенцева, которая старается индивидуализировать своих героинь. Драматург хотел подчеркнуть их внешнее и внутреннее сходство: замотанность, нищету, из которой они никак не выбьются, стертость выражения лица. Алла Мезенцева на мой взгляд, играет тему женщин, которые сами жаждут мужской любви, а на собственных детей у них не хватает ни времени, ни сердца. В спектакле «Летели качели» отчетливо звучат чеховские мотивы, его юмор. Глубина и психологическая достоверность каждого персонажа спектакля, в особенности главного героя, свидетельствуют о мастерстве режиссера Марины Оленёвой и актеров, воспитанных ею на классической драматургии. Тема одиночества прослеживается в судьбах персонажей спектакля. Звучит она и у жены Стаса - Яны в исполнении Елизаветы Тарасовой. Мы видим, что между мужем и женой давно уже нет ни любви, ни понимания. У Яны остался только женский страх - потерять мужа, остаться одной. Её отчаянный танец в спектакле, как крик о помощи. Одинока и никому не интересна, как она считает, 16-летняя Ксения. Единственное её желание - умереть, ведь жить так скучно. Лицо Ксении (арт. Кристина Заборских) напоминает маску: эмоций ноль, голос звучит монотонно. В то же время она внутренне напряжена, как натянутая струна. Вот такое вселенское одиночество: никто никого не слышит и никто никому не нужен. А причина его - Нелюбовь, которая идет из семьи. Тема «отцов и детей» - одна из вечных, и звучит она в спектакле остро. Стасик ненавидит своего отца, которого всю жизнь панически боялся, хотя тот ни разу его не ударил. Но ежедневно своим равнодушием он разрушал внутренний мир сына. А когда Стасик бросил учебу в институте, то отец физически уничтожил, разорвал, разломал то, чем жил его сын - кассеты с песнями Егора Летова, афиши его концертов, фото. Нелюбовь царит и в семье Ксении: только у гроба дочери мать впервые заинтересовалась, чем та жила. И еще об одном персонаже я не могу не упомянуть, хоть он и появляется всего однажды. Это Саша-Коля, очень органично сыгранный артистом Константином Жижиным. Он появляется в танце с авоськой в руках, готовый к общению «на троих». В нем внешне нет ничего мистического, обычный алкаш, мечтающий, чтобы ему налили на халяву. Но именно в этой простоте вдруг и открывается драматизм ситуации: он так легко развенчивает Стасу и его другу Егору-Андрею миф об исключительности их кумира Егора Летова, что приятелям в это трудно поверить. Если бы меня спросили, сколько лет режиссеру, поставившему спектакль «Летели качели», то я бы с уверенностью ответила: режиссер молод. Он хорошо знает и чувствует молодежь, спектакль современен по художественным приемам: музыке (Алексей Корсуков), видеоряду (Валерий Усов), сценографии (Любовь Мелехина), способу существования актеров (ассистент режиссера Лев Лазуков). Марина Оленёва, признанный профессионал, доверяет интуиции и жизненным впечатлениям молодых актеров. И этот творческий тандем, на мой взгляд, плодотворен. Каждая деталь в спектакле, начиная от костюмов и кончая реквизитом, не случайна, работает на смысл. Практически все герои спектакля одеты в пальто. Это как защитная оболочка от внешнего мира и единая униформа. Сценическое пространство художником Любовью Мелехиной решено скупо и в то же время выразительно. В центре сцены стоит дворовая вертушка, которая задает и механическое движение, и образ детскости внутреннего мира персонажей спектакля. Все мы знаем, чтобы состояться в этой жизни, требуется душевное усилие, а его-то у героев как раз и нет. Не случайно в финале Стас по просьбе матери Ксении поет «самое дорогое» из репертуара Е. Летова: «Летели качели, без пассажиров, без постороннего усилия, сами по себе...» А качели жизни, по выражению М. Пруста, есть «постоянное усилие во времени». Фото из архива театра.