Нижегородский академический театр драмы имени М. Горького: премьера и планы
Что год грядущий нам готовит? Директор театра Борис Кайнов рассказал о перспективах творческой деятельности театра. Первая премьера в этом году – спектакль "Пряничная леди". Мы вновь встречаемся с режиссером, работа которого открыла 222 сезон. Режиссер Дмитрий Бурханкин поставил в сентябре 2019 года спектакль "Продавец дождя". Мы уже приступили к репетиции спектакля "Великий забытый", по пьесе Родиона Овчинникова – он же ставит спектакль. 3 марта будет премьера. Также мы решили взять на сцену театра спектакль – самостоятельную работу актера и режиссера Александра Мюрисепа – "Доктор Живаго". 19 марта, если все пройдет удачно и будет востребован этот спектакль, мы включим его в репертуар. Одновременно, в марте запускаем работу по пьесе Нины Садур "Снегири", по мотивам произведений Виктора Астафьева. У нас она будет немного по-другому называться. 3 мая, к великому празднику Победы, мы его выпустим (прим. ред. – режиссер-постановщик Валерий Саркисов). В марте месяце в Нижегородской области стартует "Театральный поезд". Он отправится в путь по региону. Наш театр тоже будет участвовать в этой поездке, вместе с другими учреждениями культуры. Летом мы запускаемся со спектаклем, название которого пока еще согласовывается, с режиссером Аллой Решетниковой. Открывать 223 сезон будем 3 сентября, и, ориентировочно, с 6 сентября у нас планируются обменные гастроли с Челябинским театром драмы. 18 сентября мы уже будем играть на сцене Владимирского театра драмы – на открытии фестиваля "У Золотых ворот". Везем туда "Павла Первого". Осенью ожидаем встречу с режиссером Еленой Невежиной. Обитатели пряничного домика На сцене спектакля "Пряничной леди" словно разворачивается действие фильма "Большие надежды", о котором упоминают герои, но их надежды все никак не сбываются. Как в кино, вместо действий здесь пишут – серии, а на стене домика, как на экран, проецируется изображение, и даже титры – в финале. В сюжете нет ярко выраженных поворотов, кульминации, больших событий – только встречи, разговоры, споры и ссоры. Три персонажа возрастом "за 40", чем-то заняты, но как будто пребывают в пустоте и растерянности – не признаются в собственных неудачах, дают советы друг другу, но справиться с собственными бедами без помощи окружающих не в силах. Перемежаются диалоги остроумными высказываниями главной героини – певицы Эви Меары (Елена Суродейкина), безуспешно лечившейся несколько месяцев от алкогольной зависимости в спецбольнице. Фото: официальный сайт Нижегородского театра драмы им. Горького Ее странные друзья: закомплексованная Тоби (Юлия Муранова), напомнившая повзрослевшую Мэрилин Монро, и добрый актер-неудачник Джимми (Алексей Хореняк), контрастируют с дочкой Эви – Полли (Маргарита Баголей), целеустремленной и не по годам мудрой девушки. Казалось бы, проходную роль посыльного – мигранта Мануэля (Рустам Абдряхимов), приносящего заказы из магазина, режиссер расширил, добавив ему сакральную функцию – наблюдателя, записывающего события, как если бы тот был драматургом, сочинявшим по ходу спектакля сценарий фильма, в котором все персонажи разыгрывают отведенные им роли. Выход из сюжета – в прямом смысле – разрешение их проблем, и в финале Полли это удается сделать. Из пьесы исчез один из персонажей – отец Полли, о котором, по словам режиссера, настолько много все говорят, что его появление стало уже не настолько необходимым. От этого сокращения, и благодаря основной декорации – остова старого дома, развитие событий приобретает еще большую камерность. Большой зал театра, к сожалению, рассеивает напряжение внутри спектакля, и эмоции героев не всегда доходят до зрителей. Впрочем, алкоголизм и самоирония Эви – всем была понятна. Хочется верить, что спектакль найдет своего зрителя, а актеры сделают своих персонажей более объемными. Фото: официальный сайт Нижегородского театра драмы им. Горького О премьере и о себе Театральное событие января – премьера "Пряничной леди" – было принято нижегородцами неоднозначно. Кто-то ожидал увидеть комедию, узнав состав занятых актеров и имя автора произведения, другим же не хватило понимания, почему была выбрана эта пьеса и о чем она. На многие вопросы можно найти ответы в словах режиссера Дмитрия Бурханкина. Незадолго до первого показа он поделился размышлениями и рассказал о темах, заинтересовавших его в пьесе американского драматурга Нила Саймона. Дмитрий Бурханкин. Фото: официальный сайт Нижегородского театра драмы им. Горького Одна из тем формулируется фразой: "Земную жизнь пройдя до половины, не бойся все в ней поменять". Меня самого это сейчас очень волнует. История о том, что на середине пути люди вдруг осознали, что они делают в жизни "не то", и, может быть, надо как-то иначе жить. Кто-то говорит себе, что надо все продолжать по-старому, но у другого – находятся силы измениться и заняться чем-то иным. Одна из героинь зациклена на своей внешности и всегда хотела, чтобы ее любили мужчины. Ее потребность в девичьей красоте приобретает какие-то жутковатые формы. Другой всегда считал, что он большой артист, что должен быть замечен, но жизнь не подбрасывала ему удобного случая, чтобы это проявилось. А может, он и не был создан для этой профессии? Третья героиня всю жизнь хотела быть певицей, выступать в клубах – думала, что джаз – это ее призвание. А может, и нет? Может ее собственная дочь – то самое предназначение? Об этом размышляют герои в этой пьесе. Фото: официальный сайт Нижегородского театра драмы им. Горького Пьеса неоднозначная и нелинейная. В ней нет, какого-то одного четкого сюжета. Три истории, которые развиваются параллельно, где-то пересекаясь, или вовсе не скрещиваясь. Сначала мне показалось это жутко неудобным – все мы привыкли к стройному развитию. Потом я подумал, что такова и сама жизнь, как бурлящий котел. Нила Саймона мы знаем как автора бульварных пьес, писавшего для Голливуда и Бродвея, а это – одна из первых его попыток создать нечто сложное, серьезное. Он любит юмор и понимает его. Безусловно, и здесь он не мог от него отказаться. В подзаголовке довольно неопределенно обозначена жанровая принадлежность спектакля: "сцены". Автор написал сложную структуру. Это не клиповый прием, где на сцене два человека сыграли, ушли, следующие вышли. Там огромные куски, где каждый следующий вырастает из предыдущего. По тексту одно, внутри другое, автор имеет в виду третье, декорации говорят про четвертое. Все надо объединить в одно целое, серьезное, при этом, не теряя легкости отношения к жизни, извергая сарказм, – в этом и трудность. Пьеса – многополярная. И актеров мы взяли таких, которые тяготеют к острому, юмористическому жанру. Фото: официальный сайт Нижегородского театра драмы им. Горького В названии автором, наверняка, заложен смысловой подтекст? Заложен, но он настолько от нас далек, что при первом прочтении не считывается. Для нас пряник – это пряник, что-то вкусное, приятное, сладкое. А мне кажется, что "пряничная леди" – это символ рождества для американцев, прежде всего. Условно говоря, елочная игрушка. И помимо сладости, в нем заложена хрупкость. Делается он из теста, которое чуть тронь, и пряник рассыпается на крошки, как и их жизнь, где герои только внешне все кажутся успешными. Когда мы с художником Борисом Шляминым придумывали декорацию, выбрали прообраз павильона, который строят на рождество для продажи пряников. Это времянка – ее сделали несколько лет назад, но рождество прошло, и про нее забыли. Что-то отвалилось и обветшало, и остался только остов. У Бориса Петровича (прим. ред. – директора театра) появилась шикарная ассоциация, когда он увидел декорацию: "Это как кости главной героини. Все мясо обглодано, растворилось во времени". У меня ассоциация скорее с тюрьмой, где все ограничено решетками. Толковать это можно сколько угодно. Мне кажется, каждый зритель, что-то свое найдет. Решетками мы отгородили территорию, куда (условно) не надо ходить. Это заброшенное место, а персонажи, по своему старому представлению, пытаются там создать ощущение праздника. Им очень хочется вернуть то состояние, когда-то все было хорошо, когда они были свежи, молоды, беззаботны. Это попытка жить не сегодняшним днем, хотя новая, другая жизнь – тоже прекрасна. Мы даже костюмы пытались сделать похожими на кукольные – обветшалыми, чтобы передать мироощущение кукольности жизни, детскости. Они заигрались и не видят ничего вокруг, а жизнь уже другая, и не понимают, что такое ответственность. Фото: официальный сайт Нижегородского театра драмы им. Горького Кому бы вы порекомендовали этот спектакль? Целевая аудитория спектакля, мне кажется, от 37 и старше – те, у кого случается "кризис среднего возраста". Для молодежи пьеса может быть полезна как предупреждение, что их ждет в будущем. Там есть шикарная тема дочери – борьбы за свою мать, за самое дорогое, что у нее есть в жизни. Мать ее максимально отталкивает от себя, а дочь бьется, не оставляет, не дает насладиться своим внутренним страданием. Обе ваши постановки в нашем театре имеют глубокие христианские мысли: не надо впадать в отчаяние, не бойся измениться – тебе помогут, при этом, спектакли поставлены по пьесам американских драматургов середины прошлого века. Это неслучайное совпадение? Продавца дождя" мне предложил театр, а "Пряничную леди" – предложил я. Если говорить об идеальной пьесе, которую мне хотелось бы поставить, я люблю, когда в пьесе после жуткого ада, случается чудо. Любым способом, хоть ангелы пусть прилетают! Даже если в конце главный герой умирает, и для него – это освобождение, прекрасно. Пусть все умрут и воспарят. Для меня это обязательно должно случиться. Кстати, дочери главной героини, которую играет Маргарита Баголей, я бы крылья ангела одел. Финал здесь не выписан так, как в "Продавце дождя", где все помирились и счастливы, но есть предощущение того, что у них в дальнейшем будет хорошо. Мне кажется, именно в сегодняшнее время, в России, это обязательно должно быть. Если в пьесе говорят, что все плохо, а станет еще хуже, я думаю: зачем это брать? Я это и без вас понимаю. Зачем мне об этом три часа рассказывать? Фото: официальный сайт Нижегородского театра драмы им. Горького Я не отдавал себе отчета, что тот и другой – американские писатели. Мне кажется, им это ощущение ближе, нежели чем нашей классической литературе, где самый "гуманный" автор – Чехов: то повесится у него кто-нибудь, то застрелится. И наши современные драматурги, пусть они пишут про ужасы сегодняшнего дня, но хоть крошечку надежды в конце дадут? ...