Войти в почту

Талантливых драматургов предлагают поощрять грантами

Каждый сезон репертуары отечественных театров пополняются новыми спектаклями, правда, современной драматургии там довольно мало — режиссёры по-прежнему предпочитают классику. И дело не в качестве материала, а в экономике — Чехову и Шекспиру платить авторские отчисления не нужно. Поэтому сегодня драматурги пишут «в стол» или уходят работать на телевидение и в сериалы, где платят в разы больше. Исправить такую ситуацию поможет введение государственных грантов для талантливых писателей, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» художественный руководитель МХАТ имени М. Горького Эдуард Бояков. Он стал очередным гостем авторского проекта депутата Госдумы Наталии Пилюс «О культуре в Год Памяти и Славы». - Эдуард Владиславович, сегодня на всех уровнях идёт обсуждение изменений в Конституцию, в рабочую группу по подготовке поправок поступило более ста инициатив по корректировке Основного закона. Ваш заместитель, писатель Захар Прилепин, вошёл в состав рабочей группы. Как вам кажется, какие дополнения, касающиеся культуры, стоило бы внести в Конституцию? - Есть предложение, о котором уже говорили председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин и глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, что в Основном законе необходимо подчеркнуть роль культуры как фактора, который образует нацию. По сути культура — это «строительный материал» для государства. Необходимо правильно сформулировать это положение и отразить его в преамбуле. В Основном законе необходимо подчеркнуть роль культуры как фактора, который образует нацию. Есть также инициатива о включении в преамбулу Основного закона упоминания о Боге — я её полностью разделяю. Вера в Бога, добро, справедливость — этот тезис сегодня присутствует во многих западноевропейских Конституциях. Я думаю, это следовало бы сделать и нам, тем более, что подавляющее большинство россиян поддержали бы эту идею. Также есть вопросы и в отношении русского языка — сегодня прилагательное и существительное «русский» отсутствует в нашем политическом поле. - Вы говорите о философских понятиях, которые, конечно достойны быть в Конституции, их нужно серьёзно обсуждать. Совсем недавно я побывала на открытии Рождественских чтений на тему «Великая Победа: наследие и наследники». В этом году к юбилею Победы приковано основное внимание культурных учреждений, как ваш театр готовится к этой дате? - Мы не можем относиться формально к этому вопросу. У каждого из нас — а во МХАТе работает 400 человек — есть родственники, которые прошли войну. На входе в театр установлена мемориальная доска наших актёров и сотрудников, которые воевали в годы Великой Отечественной, — поэтому юбилей Победы для нас не просто праздник, а часть нашей памяти. Нельзя не отметить, что сегодня идёт активная кампания против исторической правды, организованная профессионалами из западных медийных структур. Их цель — «вымывание» фактов о Великой Отечественной войне, особенно у молодёжи. Мы должны противостоять этому. С этой точки зрения огромную роль в защите исторической правды играет акция «Бессмертный полк». Со своей стороны мы придумали поэтический спектакль «Бессмертные строки» — будем играть его вечером 9 Мая, сразу после шествия. Планируется чтение стихов на военную тему, рассказы о поэтах, которые служили на фронте. С этим спектаклем мы поедем и за рубеж — в апреле, к примеру, должны отправиться в Сирию. - Мы встретились с вами в дни, когда в мире отмечается 75-летний юбилей Ялтинской конференции. Накануне, 3 февраля, в Госдуме открылась большая выставка, посвящённая этому событию. Вы уже упомянули, что сегодня некоторые пытаются переписать историю. Как может искусство противостоять этому? - Искусство должно быть достойным — как бы умозрительно это ни звучало. Речь идёт о том, что патриотические произведения нельзя создавать по указу чиновников. Политика ведь идёт вслед за культурой, а не наоборот — хорошая книга, музыка, спектакль воспитывают всех. Государству, на мой взгляд, стоит серьёзно подумать о культурной политике, о том, чтобы художники, которые действительно любят Родину, имели возможность получить поддержку. - Вы были первым директором и одним из учредителей фестиваля «Золотая маска». Сейчас в стране множество различных театральных конкурсов, а хватает ли спектаклей? - Когда мы говорим о фестивалях, очень важно обратить внимание на прозрачность процедуры отбора, работы экспертного совета, процесс получения и обработки информации, проведения самого фестиваля. У «Золотой маски», к примеру, есть правило, которое не нарушается долгие годы, — в отличие от других фестивалей в нашем жюри нет людей, которые бы не видели всех номинированных спектаклей. Сегодня, действительно, есть много конкурсов, но по-настоящему национального нет. Стоило бы подумать о появлении грантового проекта, в рамках которого государство поддерживало бы спектакли современных авторов. Есть много европейских стран, в которых именно государство берёт на себя выплату авторских отчислений и гонораров. Как руководитель могу сказать — если я возьму для постановки пьесы Шекспира или Чехова, мне нужно будет платить гонорар только режиссёру и художнику, а если произведения современного автора — то к уже сказанному нужно будет добавить выплату гонорара и процентов от сборов. Таким образом получается парадокс — ставить нынешних драматургов театрам просто невыгодно. И если бы государство взяло на себя какую-то часть их поощрения — через грант, который можно было выделять по понятной процедуре, — на сцене было бы больше современных пьес, а писатели были бы заинтересованы в постановках. Беседовала Наталия Пилюс

Талантливых драматургов предлагают поощрять грантами
© Парламентская газета