В «Мастерской» поставили малоизвестную пьесу Михаила Рощина

Рощин – автор таких востребованных театром и кино пьес, как «Валентин и Валентина», «Старый Новый год», «Спешите делать добро», «Перламутровая Зинаида». «Седьмой подвиг Геракла» - одно из первых его произведений, оно написано в 1963-м году. Это было время «оттепели» - некоторой идеологической вольницы, но даже тогда «Седьмой подвиг» не разрешили поставить. Ведь в том, как выписал Рощин условно античную страну Элиду, отчетливо проступали аллюзии на советское общество. Атмосфера в Элиде отравлена зловонием нечищенных авгиевых конюшен (на самом деле, это не конюшни, а загоны для быков). Царь Элиды Авгий помешан на быках и ничего больше не хочет знать. А тем временем в его окружении завелись умники, которые высказываются и не желают делать вид, что они вдыхают аромат роз и сандала. Да еще и силач Геракл, простоявший в виде памятника 30 лет, «проснулся» и чуть не задохнулся от вони и возмущения! Нынешняя постановка худрука «Мастерской», режиссера Евгения Каменьковича – вторая в сценической судьбе пьесы Рощина. Впервые ее поставили в 1988-м году, в период перестройки, когда сводили счеты с советским режимом. Театр Петра Фоменко никогда не был политически заряженным. И «Седьмой подвиг» тут играют, скорее, как притчу о схватке добра и зла, а не как сатиру на конкретный социально-политический режим. Помимо обычных людей и героев в пьесе действует богиня лжи и обмана Ата. В «Мастерской» ее играет Мария Большова – одна из самых востребованных молодых актрис труппы. Определению «ложь на длинных ногах» постановщики придумали остроумное буквальное воплощение: актриса выходит на сцену на ходулях-джамперах и с длинным посохом в руках. Еще одна хорошая находка: Ата-Большова дирижирует речью людей, которые врут – вот прямо как хормейстер, беззвучно «подпевает» и задает такт рукой. Ата трется при дворе, и ее тут привечают, ведь правящей верхушке надо как-то убаюкивать граждан, внушать им, что зловоние – естественно и вечно. И Ата вечна, как все боги. Сжить ее со свету нельзя, можно только жить так, чтобы ее злые чары на тебя не действовали – это доказывают своими примерами герои Геракл и Тезей, а также храбрые и продвинутые граждане Элиды Нестор и Филипп. Этой четверке удалось вычистить авгиевы конюшни за одну ночь и тем самым совершить переворот в Элиде. Зловоние кончилось, и люди узнали, что такое свежий воздух. «Седьмой подвиг Геракла» - нелегкий материал для постановщика, но Каменькович как-то преодолел его тяжеловесность. Сценограф Мария Митрофанова создала для сцены эффектные, функциональные конструкции, художник по костюмам Мария Боровская вступила в игру с нашим клишированным восприятием античности, где все якобы в белом, и одела Геракла в белый ватник, белые штаны и белые кирзовые сапоги… Дело в том, что Геракл, каким его сделали в этом спектакле режиссер Евгений Каменькович и актер Никита Тюнин, смахивает на русского мужика-правдоискателя, довольно неотесанного, но обаятельного в своем стремлении помочь людям. Спектакль преимущественно «мужской», в нем заняты звезды театра разных поколений: Амбарцум Кабанян, Алексей Колубков, Анатолий Анциферов, Рифат Аляутдинов. Ближайшие спектакли «Седьмой подвиг Геракла» можно увидеть 12, 19, 25 февраля.

В «Мастерской» поставили малоизвестную пьесу Михаила Рощина
© На Западе Москвы