Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Режиссер Дмитрий Черняков поставил в Большом театре оперу Римского-Корсакова "Садко"

МОСКВА, 10 февраля. /Корр. ТАСС /. Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) на своей Исторической сцене готовится представить зрителям оперу "Садко", постановку которой осуществил известный режиссер , вернувшийся к работе в ГАБТ после девятилетнего перерыва. Об этом сообщила ТАСС в понедельник пресс-атташе Большого театра Катерина Новикова.

"Сегодня состоится оркестровая репетиция "Садко", премьерные показы пройдут с 14 по 19 февраля. Кроме того, спектакль 18 февраля будет показан в прямой трансляции на канале Меццо", - проинформировала Новикова.

Видео дня

Она отметила, что "постановкой "Садко" после девятилетнего перерыва в Большой театр возвращается один из самых известных оперных режиссеров современности Дмитрий Черняков". В разные годы на двух сценах театра им были поставлены оперы: "Похождения повесы" (2003), "" (2006), Альбана Берга "Воццек" (2009), "Дон Жуан" (2010) и "Руслан и Людмила" (2011).

"В этот раз Черняков обратился к шедевру Римского-Корсакова опере "Садко". В 2019 году исполнилось 175 лет со дня рождения Римского-Корсакова (1844-1908), в связи с чем в репертуаре Большого театра 244-го сезона появятся сразу две оперы этого великого композитора. (Первая премьера 244-го сезона "Сказка о Царе Салтане" в постановке состоялась на Новой сцене 26 сентября 2019 года)", - сказала пресс-атташе.

Из истории оперы "Садко"

"История создания оперы "Садко" и ее постановок очень интересна", - поделилась Новикова.

По имеющимся сведениям, об опере на сюжет новгородской былины о Садко Римский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года.

Известно, что опера по первоначальному плану была закончена к осени 1895 года. Однако со временем Римский-Корсаков решил ее серьезно изменить.

"Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца, гусляра Садко возник образ его жены Любавы. Были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами народные сцены. Опера приобрела характер полнокровного повествования, заняв место среди наиболее ярких и значительных произведений русской оперной классики", - отметила собеседница ТАСС.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но показ не состоялся; считается, что собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Премьера "Садко", состоявшаяся 7 января 1898 года в Московской частной русской опере Мамонтова, имела большое значение для истории русского оперного искусства. В этой постановке принимали участие Надежда Забела (партия Волховы) и (партия Варяжского гостя).

В Большом театре эта опера впервые была поставлена в 1906 году под управлением Вячеслава Сука (в спектакле были заняты (Волхова), (Садко), Федор Шаляпин (Варяжский гость). С тех пор к "Садко" ГАБТ обращался неоднократно - в 1930, 1934, 1935, 1938, 1949 годах и в 1976 году, когда спектакль был поставлен к 200-летию театра (дирижер - , режиссер - , художник - Федор Федоровский). "Последний раз опера "Садко" звучала в Большом театре в 1984 году. Таким образом, "Садко" возвращается на Историческую сцену после перерыва в 36 лет", - завершила исторический экскурс пресс-атташе ГАБТ.

Новая версия "Садко" в Большом

Относительно новой версии в постановке Дмитрия Чернякова пресс-атташе сообщила, что режиссера "с наследием Римского-Корсакова связывают особые отношения". "Это уже пятая опера композитора, к которой он обращается", - уточнила Новикова, напомнив, что в последние годы в театрах разных стран Черняков поставил: "Сказание о невидимом граде Китеже" (2001), "Царскую невесту" (2013), "Снегурочку" (2017), "Сказку о Царе Салтане" (2019).

Что касается оперы "Садко", то, по мнению Дмитрия Чернякова, "это очень сложное произведение". "Может быть, это одна из причин, почему ее так редко ставят: многонаселенная, сложносоставная, трудная по драматургии и трудная психологически. Эта опера прекрасная, но поднять ее очень затратно во всех смыслах. Для меня самого это одна из сложнейших задач за последнее время", - процитировала режиссера пресс-атташе ГАБТ.

По ее словам, "сохраняя масштаб, задуманный композитором, не внося никаких изменений в "канонический" вариант партитуры, Дмитрий Черняков делает героями спектакля современных людей с теми страхами, сомнениями, проблемами, которые близки зрителям в наши дни". "Режиссеру важны не былинные сказания, а человеческие переживания, живые люди и неожиданные ситуации, заставляющие нас делать выбор, принимать решения и, может быть, лучше узнавать самих себя", - поделилась пресс-атташе, добавив, что "будучи не только режиссером, но и сценографом спектакля, Черняков отдает дань театральной традиции сценических постановок "Садко", обыгрывая по-своему декорации великих мастеров прошлого - , , , , Федора Федоровского".

Осуществить художественный замысел Чернякову помогает команда соратников: - художник по костюмам, - художник по свету, Екатерина Моченова - ассистент сценографа, - режиссер по пластике, - художник по реконструкции исторических декораций.

Хормейстером выступает . Музыкальным руководителем постановки стал молодой дирижер . "В прошлом году на Новой сцене он успешно продирижировал премьерой одноактных балетов "Парижское веселье" и "Симфония до мажор", а на Исторической сцене будет его дебют", - сообщила пресс-атташе.

Главные партии репетируют: , (Садко); , (Волхова); , , Мария Баракова (Любава); , (Нежата); , (Варяжский гость); , Андрей Кимач (Веденецкий гость); , Бехзод Давронов (Индийский гость); , , Иван Максимейко (Сопель); , (Дуда) и другие.