«Ты гений, Антоша!» В Иркутске сыграли драму о семье Чехова
29 января исполнилось ровно 160 лет со дня рождения Антона Чехова. В этот день на камерной сцене Иркутского академического театра имени Охлопкова развернулась драма о непростых взаимоотношениях в семье писателя. Спектакль называется «Братья Ч.», он основан на пьесе современного драматурга Елены Греминой, одной из создательниц Театра.doc. 8 копеек за строчку В сюжете постановки - один день из жизни молодого писателя и двух его братьев, Александра и Николая. Ещё один герой спектакля - их отец Павел Егорович. Однако роль настоящего главы семейства взваливает на себя Антон Павлович: он всеми силами старается обеспечить своих близких деньгами, создавая короткие рассказы для журнала «Осколки», где платят по 8 копеек за строчку. Из-за того, что писатель постоянно занят малыми формами, которые кормят семью, ему никак не удаётся исполнить свою мечту - создать большой роман «лучше Тургенева». Хотя идея уже есть: молодой человек мечтает написать о том, как сын крепостного и бывший лавочник, «выдавливает из себя по капле раба». В этом герое ненаписанного произведения зритель угадывает самого Чехова. Мыслями о романе писатель делится с Дуней Эфрос - девушкой из богатой семьи, на которой собирается жениться, чтобы «откупиться» от родни и вырваться из замкнутого круга под названием «семейные узы», которые связывают юношу по рукам и ногам. Но «узы» держат его крепко, сам Чехов называет их «клобком», а ещё «наростом», но скорее доброкачественным, чем злокачественным - он несмотря ни на что очень любит свою семью. Главный режиссёр театра Станислав Мальцев, поставивший «Братьев Ч.» на иркутской сцене, говорит, что без этого «клобка» Чехов не был бы Чеховым. «Как сказала Ахматова: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Мы хотели показать, как из такой среды, из очень сложной семьи вырос тот самый интеллигентный человек в пенсне, которого мы теперь знаем. Он проделал огромную работу над собой, и, мне кажется, это очень ценно. Это, если хотите, определённый путь к свободе, внутренней свободе. Да, Антон Павлович многим пожертвовал. Но свобода без каких-то самоограничений невозможна», - считает режиссёр. Пьеса про людей Главную роль в «Братьях Ч.» сыграл Василий Конев. Он показывает писателя как человека с тонкой, «обнажённой» душой, способного и любить, и больно обидеть. Например, своего брата Николая он обзывает Косым, а его подругу – Кувалдой. Актёр говорит, что не воспринимает пьесу, как документальную. «Это скорее фантазия на тему, каким был Чехов. Пьеса писалась под документальный театр, но мы постарались сделать из неё художественное произведение – про людей, в первую очередь, а потом уже про Чехова, его братьев и так далее... Просто про людей», - отмечает актёр. И правда, когда смотришь на происходящее на сцене, понимаешь, что даже великий русский писатель - в первую очередь, человек со своими чувствами, страстями и слабостями. Кажется, что даже произведения Чехова от этого начинаешь понимать лучше. В пьесе, кстати, есть к ним отсылки, которые интересно разгадывать по ходу спектакля. Так, автор отсылает нас к рассказу «Шуточка», где главный герой, летя со своей подругой на санках с крутой горы, вполголоса говорит ей: «Я люблю вас, Надя!», но она не понимает, правда ли слышала эти слова, или ей они кажутся на ветру. Так и сам Чехов в пьесе шёпотом говорит Дуне о любви, когда она качается на качелях и почти не слышит его. Несложно угадать, зачем Елена Гремина включила в текст пьесы отсылки к творчеству Чехова, она хотела говорить о нём его же языком, предполагая, как бы он сам мог написать о себе и своей семье. Более того, 80% материала пьесы – это исторические факты: письма писателя и его современников, воспоминания. Так что спектакль – искусное «переплетение» документальной правды из конца XIX века и размышлений о современности. За свою жизнь Чехов так и не написал романа. На вопрос: а нужен ли он был писателю, Станислав Мальцев отвечает словами брата Александра, который сказал Антону: «Не пиши ты им никакого романа. Не размазывай сюжет, точно кашу по тарелке - оттого что им вздумалось, что писатели непременно романы пишут. Ты и без романа велик. Ты гений, Антоша. Ты солнце русской литературы. Ты и есть новый Гоголь, которого они все ждут, а он не является». Кстати Пьеса в драмтеатре оформлена максимально интеллигентно – звуки рояля и монохромные, как его клавиши, декорации: белые стулья, стол с белым сервизом и пустой холст, на котором брат Антона Николай никак не напишет картину маслом. Всё это – на чёрном фоне. Единственное яркое пятно на сцене – красное платье подруги семьи Чеховых Наташи, страстно влюблённой в Антона. Подбором костюмов и оформлением декораций занималась приглашённый художник Александра Дашевская, работающая с театрами по всему миру. Она говорит, что старалась создать на сцене что-то вроде мастерской, которая бы напоминала образ пространства внутреннего мира самого Антона Павловича Чехова.