Войти в почту

Юрий Кублановский: "Пастернак стал одним из культурных спутников моей жизни"

Юрий Михайлович, когда и каким образом вы познакомились со стихами Пастернака? В 14 лет, когда это имя ни в семье, ни в школе вообще не произносилось. В моём родном городе Рыбинске у меня был старший товарищ Борис Коротков,у которого каким-то чудом сохранилось старое издание книги "Сестра моя – жизнь" с портретом работы Юрия Анненкова на фронтисписе. Борис мне дал эту книжку, и это была первая книга Пастернака, с которой я познакомился. Честно сказать, мало что понял, но уже тогда в сознание впечатались некоторые строфы. "Грех думать – ты не из весталок: /Вошла со стулом,/ Как с полки, жизнь мою достала / И пыль обдула". А после поступления в университет в 1964 году я поехал в Переделкино на могилу Бориса Леонидовича и там увидел, как на его могиле сажают ноготки и маргаритки его сын с женой. Поразился тогда, помнится, сходству Евгения Борисовича с отцом на портрете работы Анненкова. Спустя некоторое время я прочитал роман "Доктор Живаго", и Пастернак стал одним из культурных спутников моей жизни. Борис Пастернак. Сборник "Сестра моя – жизнь". Фото: e-libra.ru Пастернак дважды менял своё жизненное призвание, сначала собирался стать музыкантом, потом – философом… Как вы думаете, что было бы, если бы сбылось то или другое? Думаю, он вряд ли вышел бы из-под влияния Скрябина и стал самостоятельным композитором уровня Прокофьева или Шостаковича. Но призвание… его не выбирают. Призвание само берёт за глотку. Пришли стихи – и всё. Как у самого Пастернака об этом сказано: "нахлынут горлом и убьют". "Он награждён каким-то вечным детством" - строка Ахматовой. Возможно, это именно детское восприятие мира: яркость, свежесть, ощущение природы и времён года как явления внутреннего, а не внешнего мира… Совершенно точно замечено, он был во многом пантеистом, православным пантеистом. Ахматова в узком кругу иногда называла его "божественный лицемер". По сравнению с другими своими сверстниками он прожил относительно благополучную жизнь. Ведь у них - у Ахматовой, у Цветаевой, у Мандельштама - не было даже своего угла. А у него – просторная квартира в Лаврушинском, дача в Переделкино. Но что действительно замечательно - так это то, что он не боялся переписываться с зэками и помогать им материально. В страшное, мясорубочное время он прожил своеобычную жизнь, и прожил её с, по-своему, максимальной честностью. Правда, и заплатил за это советской идеологии дань большую, чем его другие великие современники. Принято иногда противопоставлять раннюю и позднюю лирику Пастернака. Как вы думаете, имеет ли это смысл? Ну конечно, там произошёл очень серьёзный сдвиг в поэтике: от своего раннего футуризма, деформации образов в ранние годы – он пришёл к гармонии классического русского стихосложения. Её высшим проявлением я считаю стихотворение "Август" и некоторые другие несравненные стихи из "Доктора Живаго". Мне, разумеется, ближе его поздняя лирика, хотя в ранних стихах тоже есть какие-то пронзительные вспышки, и я их тоже иногда перечитываю. Разумеется, говоря о Пастернаке, мы не можем обойти вниманием его роман "Доктор Живаго"… Роман неоднозначный. Он подчас слаб в художественном отношении. И всё-таки Пастернаку удалось в нём создать эмблематичные, я бы сказал, образы – образы людей, перемолотых революционной катастрофой. Это и сам Живаго, и Лариса, и многие другие персонажи… В общем, вещь на все времена, несмотря на то, что не без справедливости Андрей Синявский назвал однажды этот роман "гениальной неудачей". Кадр из фильма "Доктор Живаго". Фото: kino20veka.ru Как вы относитесь к экранизациям романа? Мне нравится первая, зарубежная экранизация, с Омаром Шарифом в главной роли. Он играет глубже, чем наш Олег Меньшиков. Меньшиков – хороший артист, но во время съёмок "Доктора Живаго" он параллельно играл ещё и Остапа Бендера. Ощущение, что он сыграл тут далеко не в полную свою силу – мастеровито, и только. И Лара в старом фильме мне тоже нравится больше, она породистей и ярче. И музыка... этот бессмертный вальс! Так что, несмотря на смешные, наивные декорации и всю "голливудчину", это была хорошая экранизация. Наша, на мой взгляд, малоудачна. Думаю, что этот роман ещё будет однажды экранизирован. Его глубина ни одной из существующих экранизаций до конца не исчерпана.

Юрий Кублановский: "Пастернак стал одним из культурных спутников моей жизни"
© Ревизор.ru