Чебурашка – источник денег
В январе 2020 г. деятели анимационного кино написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, в котором предупреждают: золотая коллекция советских мультфильмов снова в опасности. Якобы всему виной двусмысленные действия руководства «Союзмультфильма», которое намерено под шумок сплавить национальное достояние в частные руки. Это привычная фабула для скандала, если бы не пресыщенность ими: аниматоры далеко не в первый раз решают свои проблемы при помощи открытых писем, едва в Минкульте и выше начинается кадровая чехарда. ДЛЯ начала деятели культуры ставят Путина в известность: в прежнем составе правительства, видать, стало традицией неисполнение его поручений. 26 марта 2019 г. президент поручил по заявлению художника Леонида Шварцмана провести независимый аудит студии «Союзмультфильм», а о результатах до сих пор ничего не известно. «Шварцман оказался провидцем, – сказано в письме, среди подписантов которого сам Шварцман. – По имеющимся у нас сведениям, в конце прошлой недели и.о. министра культуры дал поручение «Союзмультфильму» в течение недели согласовать с Росимуществом и заключить крупную сделку с дочерним предприятием ООО «Союзмультфильм» о передаче исключительной лицензии на все способы использования на весь мир на срок 25 лет. Предполагается, что у «дочки» будет оставаться 93% от всех доходов». По сути, взволнованные аниматоры недовольны планами акционирования государственной студии «вопреки букве и духу» президентского поручения. И просят гаранта Конституции «пресечь очередной грабёж золотой коллекции мультфильмов, поскольку «и наша кинематография, и авторы фильмов заслуживают лучшей участи». Впрочем, среди подписантов письма авторами советских мультфильмов являются не все – некоторые просто их наследники. И привыкли получать 20% от средств, заработанных правообладателем. По словам члена Научно-консультативного совета при Высшем арбитражном суде России Владимира Энтина, за разрешение использовать персонажей мультиков про Простоквашино компания «Данон Россия» заплатила 500 млн рублей. А в случае смены собственника авторы опасаются никаких отчислений за использование фильмов и персонажей не увидеть. Директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев говорит, что новая команда студии начала свою работу в 2017 г. с погашения накопившихся за предыдущие три года долгов по выплате авторского вознаграждения – всего отдали более 23 млн рублей. И с тех пор платят регулярно два раза в год за показ мультиков по ТВ, за тиражирование на дисках. А за использование образа кота Матроскина на той же сметане «Простоквашино» выплаты вообще не предусмотрены. Хотя «Союзмультфильм» с целью поддержки авторов мультфильмов производит такие выплаты на регулярной основе. И вкладывает деньги в популяризацию золотой коллекции, что также прибавляет авторам дивидендов. Машковцев уверяет, что при акционировании «Союзмультфильма» у государства останется блокирующий пакет. А значит, золотая коллекция не выйдет из-под контроля, а выплаты авторам де-юре не могут быть прекращены. Зачем же тогда авторы суетятся и взывают к высшим силам? Вероятно, старая форма сосуществования им кажется более надёжной. Равно как открытые письма лидерам – эффективным средством решения проблем. В 2011 г. премьер Путин встречался с аниматорами и распорядился выделить из резервного фонда правительства 12 млн рублей, чтобы списать долги «Союзмультфильма». А заодно увеличить финансирование отечественной кинематографии. Заодно Путин ликвидировал госпредприятие «Объединённая государственная киноколлекция», которое получало деньги с проката мультиков: «Создали контору «Рога и копыта». Она деньги берёт. А что она делает? На шиша она нужна? Я не понимаю». Аниматоров Путин пожурил: «Взрослые люди. Вас грабят, а вы молчите». И это был славный панч. Поскольку молчать аниматоры как раз не привыкли: годом ранее они пожаловались на самого Путина, подписавшего постановление №1216, президенту Дмитрию Медведеву. Открытым письмом довели до сведения, что считают сокращение государственного финансирования неправильным. А в 2016 г. появилось новое открытое письмо аниматоров, возмущённых задержками выплат со стороны «Союзмультфильма». На киностудии удивились: дескать, некоторые подписанты никогда у них не работали. Понятно, что история отношений студии с аниматорами и их наследниками непростая. Например, в 2008 г. «Союзмультфильм» собрался оспорить в суде законность использования образа Чебурашки в «Самом смешном фильме». Ответчики, компания Comedy Club Production, удивились: они же видоизменили классического Чебурашку с помощью компьютерной графики, а права приобрели у его создателя – того же художника Леонида Шварцмана. Который этими правами, получается, не владел. Нет ничего циничного в том, что в нашем правовом государстве лучший способ разрубить гордиев узел авторских прав – это обращение к сильным мира сего. Но надо помнить, что во многом по их прихоти Чебурашка мотался по судам с 1992 года. Зигзаги хозрасчёта Почему же в России так мало производится качественных мультфильмов, если великие аниматоры, создавшие золотую коллекцию, ещё в строю? И достаточно здоровы, чтобы отстаивать права в судах и кулуарах. Или на эту деятельность уходят последние силы? В 2018 г. «Союзмультфильм» выпустил новую серию «Каникул в Простоквашино», которую за сутки посмотрели более 13 млн человек. Причём это была на 80% взрослая аудитория, способная сравнивать сиквел с советским шедевром. Соцсети взорвались от негодования: и шутки несмешные, и виски у дяди Фёдора бритые, и Шарик превратился в интернет-зависимого. Почтальон Печкин стал агрессивным мелким чиновником, построившим полукриминальный бизнес вокруг своей почты. И самое главное: в деревенском домике в Простоквашино теперь полно гаджетов. Зачем, если основной массе зрителей в районе 40 лет и они хотят сказку и детства? В процессе производства возмутился автор книги «Дядя Фёдор, пёс и кот» – писатель Эдуард Успенский, по аниматорской традиции опубликовавший открытое письмо Путину о нарушении авторских прав. Студии удалось заключить с ним сделку, сумма которой не разглашалась. В интервью Успенский утверждал, что писать сценарий ему не предлагали, а за права хотели откупиться жалкими 5 млн рублей: «А пяти миллионов мне на полгода не хватит, у меня дом, прислуга… мне японцы три миллиона долларов заплатили, а таких цен, как пять миллионов, нет на рынке». Похоже, в среде аниматоров судиться за старое стало намного перспективнее, чем сочинять новое. Стоит ли удивляться, что в советские годы на «Союзмультфильме» выходило до 50 фильмов в год, а сегодня на порядок меньше. В СССР в соответствии с Гражданским кодексом 1964 г. права на фильм принадлежали студии, а авторы имели права на произведения, вошедшие в его состав: композитор – на музыку, сценарист – на текст. Но Эдуард Успенский размышлял иначе: ещё в 1970-е он написал вместе с Юрием Ковалем открытое письмо в ЦК КПСС, чтобы отстоять право на издание своих книг. А после распада СССР начал судиться со всеми подряд: кто выпускал флешки в виде Чебурашки или наполнители для кошачьего туалета «Матроскин». У Успенского был литературный секретарь, в прошлом следователь прокуратуры, и укрыться от разговора об авторских правах никому не удавалось. Их фирме «Чебурашка» удалось даже подоить японского производителя, расплодившего ширпотреб с популярным героем Chebi, напоминавшим нашего любимого ушастого зверька. При этом люди, знавшие Успенского, говорят, что жадным он не был: делился гонорарами с коллегами, отстаивал их права заодно со своими и не требовал компенсации. Вероятно, ему нравились борьба и шухер. Он долгое время не разговаривал с Леонидом Шварцманом: писатель и художник не смогли мирно поделить отчисления за Чебурашку, на коне оказался Успенский. Когда в 2018 г. у «Союзмультфильма» появились планы снимать продолжения «Простоквашино», Успенский начинал письма на студию с фразы «Бандитам с «Союзмультфильма». Можно ещё больше запутать историю об авторских правах, рассказав, как в 1990‑е актёр Олег Видов, ставший мегазвездой советского вестерна «Всадник без головы», вместе с супругой Джоан Берстин выкупили у «Союзмультфильма» права на 1259 лучших советских мультиков продолжительностью 320 часов за какие-то 700 тысяч долларов. Как голливудские небожители полюбили советских мультгероев и соглашались озвучивать их за символические деньги: Царевна Лебедь заговорила голосом Джессики Ланж, Катрин Денёв стала Снежной Королевой, Хулио Иглесиас – Щелкунчиком, а Тимоти Далтон – Князем Гвидоном. Как проснувшиеся российские чиновники попытались признать сделку по мультикам незаконной, а Видов писал премьеру Михаилу Фрадкову – не поверите! – открытое письмо. Как в сентябре 2007 г. структуры олигарха Алишера Усманова выкупили права на мультфильмы и безвозмездно передали государству. Однозначного ответа, чьим наследникам принадлежит Волк из «Ну, погоди!», мы, понятно, не найдём. Речь о том, что не только в мультипликации созданы условия, при которых облизывать старые творения надёжнее, чем создать новые. Разве некоторые российские нанотехнологии не оказывались на поверку разработками брежневской поры? Разве наши новейшие вооружения не были зачаты в краснознамённых НИИ? Разве не из тех же закромов по сей день кормятся креативщики «Роскосмоса»? И разве в этом нет системной причины? Ведь когда за постановку задач для «Роскосмоса» от лица государства отвечают лоббисты того же «Роскосмоса», нет сомнений, что на Марс мы не полетим ещё очень долго. И невозможно представить себе, что высокотехнологичные стартапы, на которые правительство Дмитрия Медведева обещало выделить 2 трлн рублей, могут быть реализованы в стране, закупающей православные иконы в Китае. Когда в стране нет аргументов в пользу производственного бизнеса, категория товара не важна – и фотоаппараты, и новые мультфильмы будут выходить нерентабельными. И от этого не менее грустно, чем Чебурашке, когда у него не было друзей. Денис ТЕРЕНТЬЕВ