Режиссер Вера Вакулова представит публике фильм «Мы из Арктики»
Вера Вакулова – режиссёр-оператор документального кино, фотограф. Специализируется на арктических экспедиционных съёмках. Большой удачей ещё в студенческие годы стал музыкальный ролик «Кольский полуостров», в 2017 году он победил в трёх номинациях кинофестиваля «Телемания» и вошёл в финал студенческого ТЭФИ. Следующий фильм «Дорога Трёх миров» 2018 года – глубокое погружение в мир оленеводов Канинской тундры, взгляд внимательного, честного наблюдателя. За плечами у Веры несколько долгосрочных арктических экспедиций, в которых она выполняла разные задачи, тесно взаимодействуя с профессиональными полярниками. 27 февраля 2020 года в Дарвиновском музее состоится премьера документального фильма Веры Вакуловой «Мы из Арктики». Фильм создан по материалам арктической экспедиции ледокола «Михаил Сомов» 2018 года. Легендарное судно ежегодно совершает рейс вдоль арктического побережья, снабжая всем необходимым труднодоступные полярные станции. Фильм 2020 года «Мы из Арктики» сконцентрировал в себе самое главное о них, об их жизненной философии и ежедневной тяжёлой работе, об их характерах и чувстве прекрасного. Это благодарность режиссёра за дружбу и взаимопомощь. Нашим корреспондентам удалось поговорить с режиссером еще до премьеры и расспросить ее о создании фильма и впечатлениях от поездки в заполярные регионы. — С чего началось ваше увлечение Арктикой? Почему решили принять участие в экспедиции? — Неприступность Севера сочетается с его красотой. Не важно зимой или летом человек окажется за полярным кругом, интересные природные явления удивят его своей мощью. Бескрайние просторы тундры, вырывающиеся на берег волны морей, багровые закаты, северное сияние – все это притягивает, этим можно любоваться бесконечно. Еще один фактор, который привлекает – это люди, как те, что живут на Севере, так и те, что едут вместе с тобой. Отношения людей в экстремальных условиях – это вопрос выживания. Если человек в беде, ему всегда придут на помощь, причем бескорыстно. В первом проекте мы исследовали территорию Кольского полуострова. Мы ездили туда дважды, в 2015 и 2016 гг. Это было начало знакомства с Севером, его уникальностью. Позднее наша съемочная команда выпустила первый совместный проект, музыкальный ролик «Кольский полуостров», который принял участие во многих кинофестивалях. Идеей и вдохновением для второго проекта стали оленеводы Архангельской области и полуострова Канин. Это была долгая и непростая работа над созданием документального фильма «Дорога Трёх Миров». Для реализации поставленной цели мы отправились в Пинежский район, где благодаря туристическому комплексу «Голубино», познакомились с бригадами оленеводов. На протяжении 7-10 съёмочных дней, мы жили и соблюдали традиции коренных народов Севера. Жизнь в бригаде позволила погрузиться в быт оленеводов, стать незаметными. Люди со временем привыкли к камере и перестали обращать внимание. Это было в нашу пользу, поскольку герои документального фильма вели естественный образ жизни, не играя на камеру. Чтобы сделать историю интереснее, передавая реальные условия, природу в разное время года, наша съёмочная команда приняла решение отправиться в летний период на полуостров Канин, где состоялся второй этап съемок в летний период. Территория полуострова считается одной из труднодоступных. Пограничная зона и редкое авиасообщение между населенными пунктами усложняли реализацию задуманного проекта. Однако, несмотря на все сложности, нам удалось добраться до назначенного места встречи и съемки состоялись. Ближайшим населенным пунктом, куда мы прибыли в начале экспедиции, был небольшой поселок Шойна, который расположен на побережье Белого моря, за полярным кругом Ненецкого А.О. Добирались до Шойны на карбасе – деревянное судно, длинною всего 6 метров, на котором мы, командой из 5 человек, прошли в сумме более 600 километров вдоль побережья со скоростью не больше 10 км/ч. Это было сложное испытание, которое запомнилось своей непредсказуемостью. На протяжении всей экспедиции мы оказывались в разных погодных условиях, знакомились с интересными людьми на пути, а также были под большим впечатлением от красоты побережья полуострова Канин. Самой долгожданной стала экспедиция в Арктику на судне НЭС «Михаил Сомов» в 2018 году, протяженностью в 60 дней. Основная задача экспедиционного судна заключается в ежегодном снабжении и обеспечении необходимыми для жизнедеятельности ресурсами полярных станций на всем Арктическом побережье России. Это невероятная работа большой команды людей, о которых и возникла идея снять документальный фильм «Мы из Арктики», про жизнь и слаженную работу в условиях крайнего Севера. Позднее, в 2019 году, мы продолжили работу в экспедициях на научном исследовательском судне НИС «Профессор Молчанов», по программе 3-го этапа экспедиции «Трансарктика». Сама экспедиция была недолгой, всего протяженностью в 20 дней. Однако за время, проведенное в этой экспедиции, мы побывали в сильных штормах и стали свидетелями спасения яхты «Крейсер», которая терпела бедствие в горле Белого моря. Благодаря слаженным действиям и четкой работе команды, под руководством капитана НИС «Профессор Молчанов» Хохлова С.В., яхту и всех членов экипажа (5 человек), успешно отбуксировали до приемного буя, где их встретили катера из Архангельска и доставили в порт. 22 января 2020 года в рамках Сбора по подведению итогов деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области в 2019 году, капитан НИС «Профессор Молчанов» Сергей Викторович Хохлов, был награжден медалью МЧС «За содружество во имя спасения». Самый большой маршрут, который стал главным приключением 2019 года – это прохождение большей части Северного морского пути, на судне НЭС «Михаил Сомов», на реализацию которого потребовалось 80 дней. От Архангельска до острова Врангеля, в штормах и в лютых морозах, работа, которую выполняет большая и слаженная команда, не останавливалась ни днем ни ночью. Главная задача нашей съемочной группы заключалась в выполнении фото и видеосъемки, освещающей события и жизнь экспедиции в условиях крайнего Севера. — Какой была ваша первая встреча с этим местом? Что вы почувствовали? О чем подумали? — Для меня лично Север — это прежде всего открытие чего-то нового, возможно до сих пор неизведанного. Каждый день, проведенный в экспедиции начинался с новой точки в маршрутном листе, со знакомства с новыми интересными людьми, и миром, который не многие смогут увидеть за свою жизнь. Трудно сказать какой была самая первая встреча, ведь знакомство с Севером у нас началось ещё в 2015 году на Кольском полуострове, который и покорил меня своей дикой красотой природы. Еще тогда, всматриваясь в горизонт на берегу Баренцева моря, было желание заглянуть дальше, увидеть больше, чем доступно было тогда, на тот момент. И когда спустя годы, ты оказываешься на судне, которое прокладывает путь в «Ворота Арктики» — это было конечно захватывающее, волнительное чувство. Не могу сказать, что не было страшно, ведь в 2018 году это была первая экспедиция, которая оказалась большим шагом в формировании того, каким будет представление о будущей профессии, но даже тогда страх быстро развеялся от осознания того, что ты идешь с большой командой людей, профессионалов в своем деле, и ты не можешь не вдохновиться их преданностью к выбранной профессии. Мечта увидеть Землю Франца-Иосифа стала реальностью в августе 2018 года. Невероятно красивый архипелаг, покрытый тысячелетними ледниками, предстал перед нами, как одна из самых больших загадок, неподвластных человеку, однако, большее впечатление на меня произвел мыс Желания на Новой Земле. Самая северная точка острова, с крутыми скалистыми берегами, с двух сторон омываемая Баренцевым и Карским морями, представляет собой небольшой оазис жизни, который разносится по всему побережью с оглушительным криком чаек на птичьем базаре и надеждой на что-то доброе и светлое. В такие моменты, наблюдая за миром вокруг, ты ощущаешь себя по-настоящему свободным. — Как вы готовились к экспедиции? — Выбор оборудования и подходящей удобной одежды – каждый раз это индивидуальный подход для новой следующей экспедиции. Все зависит от того, в какой сезон и в какие климатические условия нашу съемочную группу отправляют. Но в первую очередь, прежде чем отправляться в экспедицию, нужно как можно больше собрать информации о местах, где будут проходить работы. Эти знания помогают прежде всего не растеряться на месте и как можно быстрее приступить к выполнению поставленных задач. Время – это самый важный и дорогой ресурс в Арктике. — Как справлялись с холодом? — Самое важное в работе в условиях крайнего Севера – это правильная одежда, ведь здоровье человека, прежде всего влияет на качество исполнения поставленных перед ним задач. Поскольку экспедиция, которая у нас состоялась в 2019 году, на судне НЭС «Михаил Сомов» была в осенний период (с первых чисел сентября по конец ноября), погода резко начала ухудшаться и самые низкие температуры нас встретили на Чукотском побережье. Тонкий слой инея покрывает лицо и технику, почти сразу, после выхода из теплого помещения. Главное в нашей работе – не убить оборудование и выполнить поставленные задачи: то есть в данном случае репортажную фото и видеосъемку. В летний период в Арктике, не так холодно: на Земле Франца-Иосифа температура не превышает отметки 0 – минус 5 градусов, а полярный день позволяет сделать как можно больше кадров с уникальных по своей красоте мест. Осенью же, световой день резко начинает идти на убыль, и температура резко падает. Остается рассчитывать на выносливость техники, ведь оборудование, которые мы берем с собой в экспедицию, является основным и единственным инструментом, который позволяет зафиксировать все, что происходит вокруг. — Были вещи, которые не взяли с собой, и вам их как раз не хватало? — Как правило во время экспедиций, ты, как путешественник, получаешь опыт в выборе вещей необходимых для жизни и работы. В зависимости от условий и поставленных задач, в нашем случае с учетом специфики работы в суровом Арктическом климате, стараешься приготовить именно те вещи, которые всегда будут необходимы под рукой. Из своего личного опыта хочу добавить, что нужно стараться быть к готовым к разным непредвиденным обстоятельствам и к контакту с водой в том числе. Во время первого рейса на судне НЭС «Михаил Сомов» в 2018 году, у нас была ситуация, когда высадка на берег производилась с помощью моторной лодки. Волна была такой сильной, что был очень высокий риск того, что мы могли утопить технику и остаться без оборудования на всю дальнейшую часть экспедиции. Исходя из приобретенного опыта, без гидромешков, наша команда больше не путешествует. -Какой была цель поездки? Основная цель поездки в Арктику заключалась в съемке документального фильма «Мы из Арктики», который вы в ближайшее время сможете увидеть на большом экране. Одновременно с работой над созданием фильма, мы занимались фото и видеосъемкой дикой природы России. — С какими трудностями вы столкнулись во время путешествия? Трудности, конечно возникали, но в первую очередь хочу отметить, что благодаря четкости и слаженности действий экипажа вертолета и НЭС «Михаил Сомов» — работы производились ровно и слажено. Основой фактор, который препятствовал — это погодные условия. Туманы, волнения на море, тяжёлая ледовая обстановка – все это в первую очередь сказывалось на скорости выполнения работ. В наши задачи входило освещение событий и съемка репортажа с места проведения данных научно-исследовательских и грузовых работ. Использование летательных аппаратов (квадракоптеров), давала нам возможность сделать уникальные кадры с высоты «птичьего полета», но также никогда нельзя было забывать, что это большая ответственность, ведь рядом работает вертолет, примерно на той же высоте с дроном, и необходимость предупреждать о каждом взлете с работой экипажа, была на первом месте перед началом каждой съёмки. Еще очень важно понимать, что работа экипажа вертолета, так и грузовой бригады на берегу, и экипажа на судне в море – напрямую зависит от скорости и времени. Мешать этому точному и слаженному выполнению задач – ни в коем случае нельзя! Но при этом осветить максимально подробно весь этот процесс необходимо. Наша задача, как фотографов, так и операторов — быть в центре событий, но при этом не вмешиваться в рабочий процесс. Быть незаметными, быть рядом, не мешать – вот самые важные качества, на которые нам в первую очередь приходилось обращать свое внимание во время выполнения съёмок. Нельзя забывать, что Арктика — это территория белого медведя. Это его дом, а мы здесь гости. Практически на каждой высадке, во время экспедиции вдоль Арктического побережья, была очень высокая вероятность встречи с хозяином полярной пустыни, поэтому техника безопасности превыше всего. Во время выполнения работ на полярных станциях, всегда все выполняется под присмотром охраны. Глаза должны быть спереди и на затылке. Уходить с головой в работу и забывать о том, что рядом может ходить белый медведь, может привести к трагедии. — Опишите один из своих дней поездки. Каждый день, во время экспедиции, с момента пробуждения и даже ночью, когда все отдыхают, могут произойти важные события: будь то шторм с массивными волнами, эффектно разбивающимися об нос судна или встреча с полярными совами в сильную непроглядную метель – в любой момент в Арктике может произойти что-то уникальное, отличное от предыдущего дня. Главное – не опаздывать! Время в Арктике, как я говорила ранее в интервью, самый дорогой и ценный ресурс, который необходим для быстрого выполнения поставленных задач перед людьми. Бывали случаи, когда мы из последних сил бежали до вертолета, чтобы не опоздать и сделать заветные кадры в иллюминатор вертолета. В небе, когда летишь и наблюдаешь за жизнью под ногами, порой кажется, что видишь совершенно другую планету из бесконечного множества извилистых рек и озер, которые словно ожерелья украшают тундровое побережье самых Северных и удаленных уголков нашей страны. На такие пейзажи можно любоваться целую вечность. Неизменным остается быт на судне, когда можно в шутку сказать: «Война войной, а обед по расписанию». После завтрака, примерно в 8 утра, вертолет готовят к вылету на заложенную в маршрутном листе полярную станцию. Жизнь кипит как на берегу, так и на судне. В огромных грузовых трюмах судна, рабочие готовят груз к доставке на берег, в то время как на берегу по рации передают информацию о готовности принять следующий контейнер с продовольствием. У каждого члена команды своя задача, благодаря чему и выполняется слаженная и цельная работа. И так проходит каждый день – от станции к станции. Из развлечений на судне есть спортивный зал, оборудованный хорошим инвентарем: велотренажерами и беговыми дорожками, для того, чтобы экипаж мог отдохнуть и отвлечься от однообразной работы, а в внизу, рядом с трюмами, сделали небольшую площадку для игры в настольный теннис. Вечерами экипаж собирается за совместным просмотром фильма в общем зале кают-компании. — Возникала ли мысль остаться там насовсем? Представляли свою жизнь там? — Мысль остаться, конечно, возникала. И не раз. Однако, есть еще очень много мест, которые нужно хоть раз увидеть в своей жизни, своими глазами, и показать зрителю. — С каким ощущением вы уезжали из Арктики? — С искренним желанием возвращаться в Арктику снова и снова.