Благотворительные проекты. Антон Чехов и все-все-все
Спектакль, официальная премьера которого состоится 4 марта, пока не планируется включать в репертуар Вахтанговского театра, но, тем не менее, он будет постоянно идти на Симоновской сцене. Он стал частью своеобразной режиссерской лаборатории — благотворительного проекта театра в поддержку выпускников Щукинского театрального института. Четыре с лишним года назад нечто подобное было организовано на Новой сцене театра, когда свои театральные сочинения показали выпускники режиссерского факультета — ученики Римаса Туминаса. Некоторые из их спектаклей довольно долго присутствовали в репертуаре театра. Надо отдать должное руководству театра, и, прежде всего, директору Кириллу Кроку, оказавшему неоценимую помощь юным выпускникам, безвозмездно предоставив им сценическую площадку и производственные службы. Такой же царский подарок будет сделан и другим спектаклям, которые выйдут в рамках благотворительного проекта позже. Самим участникам режиссерской лаборатории предстоит заниматься только реализацией билетов и вопросами оплаты труда. Впрочем, организационная сторона проекта — это дело второе. Прежде всего, важно предъявить зрителю, на что способно новое поколение артистов. И готово ли оно, извините за высокий слог, продолжать и укреплять славные вахтанговские традиции. Посмотрев спектакль, о котором идет речь в этой заметке, возьму на себя смелость утверждать, что это "племя младое незнакомое" способно на многое. И, безусловно, оно эти традиции хранит и чтит. Фото: ТИ им. Бориса Щукина Но вначале несколько слов о том, как рождался спектакль. По словам Аси Князевой, в прошлом году Римас Туминас дал возможность выпускникам попробовать за лето подготовить спектакль по рассказам А.П. Чехова. Они обратились к коллеге (Ася закончила режиссерский факультет "Щуки"), вместе создали "проект" композиции, на основе которого Ася написала сценарий. Известна полушутливая фраза А.П. Чехова: "Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой". Учитывая это, будущий режиссер предложила рассмотреть поведение каждого героя спектакля под углом зрения психоанализа. И их спектакль стал размышлением о Чехове не только как о писателе, но и как о враче, а, стало быть, с одной стороны, идеалисте, с другой, — цинике. Ася в интервью журналу "Театрал" утверждает: "Чехов никогда бы не стал таким писателем, каким мы его знаем, если бы он не был врачом, если бы не видел всю "подноготную" человека. Мы сплели всю эту историю, размышляя о том, где мы сами скептики и циники, а в чем – идеалисты". В отличие от многих других молодежных экспериментальных театральных постановок особенность спектакля Аси Князевой и ее сподвижников состоит, прежде всего, в том, что в этом сумасшедшем по темпоритму зрелище все подчинено стремлению донести до зрителей чеховские мысли, его сострадание к людям, лукавую улыбку, невеселую иронию, сарказм, а главное — любовь к своим забавным и порой неприкаянным "чудикам". С первых же секунд зрелища тебя вовлекают в вихрь разговорных "дуэлей", остроумных гэгов, душещипательных романсов, дивных русских песен и страстных танцев. А потом вдруг заставляют твое сердце до боли сжаться от ощущения безысходности судеб чеховских персонажей. Надо отдать должное Асе Князевой со товарищи, которые не пошли по пути наименьшего сопротивления и не предложили зрителям давно известные и любимые произведения, чтобы их — зрителей — ублажить и побаловать. Они открыли для нас давно забытые, а, может быть, для кого-то даже не знакомые чеховские тексты и нашли способы сценического воплощения, казалось бы, не предназначенных для театра произведений. Это касается, например, очень смешной читки писем и телеграмм, "анализа" всевозможных способов покорения чужих жен или медицинского описания темпераментов людей. Фото: ТИ им. Бориса Щукина Признаюсь, некоторые чеховские рассказы, зарисовки и фразы, включенные в композицию, стали для меня настоящим радостным сюрпризом. А хорошо известные открылись с прежде не знакомой стороны. Причем, композиция Аси Князевой вовсе не превратилась в набор отдельно взятых сценок, сюжетов и реплик, а стала целостным, логичным драматургическим произведением, в котором есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Любителям и знатокам творчества А.П. Чехова, думаю, особое удовольствие доставят возникающие по ходу действия аллюзии, связанные с любимыми пьесами, в частности, реплики, которые как будто мимолетно, невзначай произносят персонажи спектакля, или романс доктора Дорна из "Чайки", блистательно исполненный под аккомпанемент аккордеона. Неожиданностью стали не по годам взрослое мастерство и твердая режиссерская рука Аси Князевой. Это касается, прежде всего, точно выстроенного действа, в котором продумано все: визуальный ряд, мастерское актерское владение словом, темпоритмы, тональные взлеты и паузы, музыкальная и пластическая партитуры. Про такую режиссуру иногда говорят: выстроена "до пальчика". И в этом нет никакого уничижения по отношению к актерам. Любой из них вам скажет, что в таком жестком "каркасе" существовать на сцене гораздо удобнее, чем в рыхлой, плохо продуманной схеме, где позволены любые актерские эксперименты. Фото: ТИ им. Бориса Щукина Очевидно, что у молодого режиссера уже выработался свой особый почерк: она не позволяет действию пробуксовывать, но и не ускоряет его без надобности, давая возможность зрителям насладиться изумительным чеховским языком и почувствовать настроение и ауру того или иного фрагмента композиции. В спектакле практически нет декораций. Исключение составляет десяток черных стульев, скамейка и пианино, благодаря чему зрительское внимание концентрируется исключительно на актерах, их пластике, мимике, голосах. Кроме того, отсутствие декораций вполне компенсируется своеобразными, четко расчерченными, эффектными и точными по смыслу мизансценами, становящимися своеобразной "несущей конструкцией" действия. Безусловно, спектакль не идеален: некоторые сцены выглядят более выразительно, другие — менее. Отдельные приспособления кому-то могут показаться несколько надуманными. Возможно, кто-то заметит, что в спектакле чувствуется бесшабашная удаль, свойственная "массовым" молодежным студенческим действам. Но мне кажется, что в этой юношеской восторженности, в наслаждении игрой, в ощущении счастья пребывания на сцене в компании с близкими по духу людьми и состоит прелесть этого замечательного действа, главным действующим лицом которого стал Антон Павлович Чехов. Фото: ТИ им. Бориса Щукина Глядя в начале спектакля на молодых актеров, я вспомнил их замечательного ныне покойного мастера Владимира Петровича Поглазова, который как будто планировал создать в будущем из своего курса театр. Поразила привлекательность, харизматичность, значительность и разнообразие их лиц: с такими хоть сейчас можно ставить любую пьесу мирового театрального репертуара. (Особая статья — фантастически красивые актрисы, влюбляющие в себя с первой минуты действия и заставляющие сожалеть о невозможности выйти на сцену, встать на колени и спеть им если не серенаду, то романс). Владимиру Поглазову, другим профессорам Щукинского института, а теперь и Асе Князевой удалось привить этим молодым людям не только способность к игре, к лицедейству в самом высоком смысле этого слова, но и уважение к сцене, к партнеру, к текстам, которые они произносят. Тем более, к чеховским. А если говорить о сугубо профессиональных качествах юных артистов, то бросилось в глаза сочетание щукинской игровой "закваски", способности органично сосуществовать в массовом действе с глубиной психологического разбора каждой роли, даже самой небольшой. Увы, в краткой заметке невозможно рассказать обо всех занятых в спектакле актерах. Тем более, что в остроумно придуманной и оформленной программке порой фигурируют даже не фамилии, а такие загадочные формулировки, как "Женский хор и прочие интриганы" или "Все-все-все". Могу лишь с полной ответственностью свидетельствовать, что ни одному из актеров на сцене не изменяет чувство меры и вкуса, все они на редкость органичны, интеллигенты и умны, и никто из них не позволяет себе перетягивать "одеяло" на себя. А главное — они умеют создать трепетную, а порой и пронзительную атмосферу, когда, как это часто бывает на хороших чеховских спектаклях, ты смеешься, не понимая, отчего у тебя в этот момент из глаз льются слезы. И ты, в который раз с грустью ощущая мимолетность жизни, вслед за полюбившимися героями спектакля шепчешь: "Мисюсь, где ты?" P.S. Автор этих строк надеется, что спектакль "Идеалисты и циники" положит начало дальнейшему творческому сотрудничеству выпускников курса имени Владимира Поглазова и выпускницы режиссерского факультета Щукинского театрального института Аси Князевой. Фото: ТИ им. Бориса Щукина Досье Ася Князева окончила продюсерский факультет ГИТИСа в 2013 году. В качестве ассистента режиссёра Бориса Юхананова работала в "Электротеатре". Училась в L’Accademia dei Filodrammatici ("Академия Филодрамматичи" Милан). В 2014 году окончила режиссёрский факультет Театрального института имени Б.В. Щукина (курс Сергея Яшина). В Театральном Омском проекте (ТОП) выпустила спектакль "Майская ночь, или Утопленница" по Н.В. Гоголю. Первой самостоятельной постановкой Аси Князевой на Вахтанговской сцене стал спекаткль "Волшебный театр Андерсена" по сказкам "Пастушка и трубочист", "Стойкий оловянный солдатик", "Директор кукольного театра" с использованием автобиографии сказочника, названной им "Сказка моей жизни". Ася Князева стала автором инсценировки своего спектакля, премьера которого состоялась 1 февраля 2020 года на Симоновской сцене. С выпускниками курса имени Владимира Поглазова ТИ имени Б.В. Щукина А. Князева поставила спектакль "Идеалисты и циники" по рассказам А.П. Чехова. В Театре имени Евгения Вахтангова работала в качестве ассистента и переводчика с итальянскими режиссёрами Лукой де Фуско (спектакль "Суббота, воскресенье, понедельник" Э. де Филиппо) и Джорджо Сангати (спектакль "Новая квартира" К. Гольдони). В спектакле "Суббота, воскресенье, понедельник" дебютировала и как актриса, сыграв Джульянеллу на Основной сцене Вахтанговского театра. Участвует в "Концерте для Актёра с оркестром" на сцене Арт-кафе.