Войти в почту

Как законно «оживить» Виктора Цоя?

Кого только из умерших звёзд не «воскрешали» на сцене. В виде трёхмерных проекций перед зрителями выступали поп-король Майкл Джексон, рэпер Тупак Шакур, певица Эми Уайнхаус. Поклонники, как правило, в восторге: они уже и не надеялись сходить на концерт своего кумира, а тут им дают такую возможность. Вот и недавно Интернет всколыхнула новость, что в этом году в Москве и Санкт-Петербурге фанаты группы «Кино» смогут живьём услышать её лидера Виктора Цоя, погибшего 20 лет назад. «Парламентская газета» разбиралась, кто имеет право на оцифровку покойной знаменитости. Сначала договорись Возможность «оживить» звезду привлекает многих продюсеров. Очевидно, что спрос на концерт с Куртом Кубейном, пусть и голографическим, будет огромным: фанаты завопят от желания увидеть вновь обретённого кумира. Возникает вопрос: почему же тогда подобные шоу не появляются повсеместно? В России этот вопрос регулируется Гражданским кодексом, который предписывает определённые ограничения на использование всего, что принадлежит другому человеку, в том числе умершему. Например, музыку, тексты песен, записи их исполнения, которые относятся к объектам авторского и смежного права, можно использовать только с согласия самих авторов, их наследников, музыкальных издательств, продюсеров, изготовителей фонограмм. Согласие при этом оформляется в виде договора на безвозмездное или возмездное оказание услуг. А суммы, кстати, в этих договорах порой прописываются немалые. С изображениями артистов, фактами их биографии, тембром голоса немного проще: на них тоже нужно получить разрешение, но его могут дать просто на словах. «В отличие от авторского права нематериальные блага необоротоспособны, — пояснили «Парламентской газете» в Российском авторском обществе. — По общему правилу их можно использовать с согласия гражданина, после его смерти от пережившего супруга, детей или родителей, причём эти лица могут не быть наследниками авторского права или исполнительских прав». Если же посторонний человек берёт изображение или голос погибшего артиста и «вставляет» его в своё представление, не уведомив правообладателей, то, как сообщил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, на него можно подать в суд. «Но подать в суд имеют право только правообладатели, не прокуратура, — подчеркнул депутат. — Правообладатели имеют полную возможность взыскать штраф с нарушителя и запретить такие действия». Всё началось с Монро От живых артистов их цифровые копии сейчас уже почти не отличить. Внешний вид голограммы воссоздаётся по сохранившимся фотографиям знаменитости, а движения — с обвешанного датчиками имитатора, который повторяет характерную хореографию. Правда, не всегда технологии были на таком высоком уровне. Первые голографические актёры появились в 1987 году, когда для фильма «Рандеву в Монреале» оцифровали Мэрилин Монро и Хамфри Богарта. Виртуальные кинозвёзды вполне отчётливо говорят и выражают эмоции, но качество 3D-моделей вышло далёким от идеала. Позднее «воскрешать» актёров стали и в игровом кино. В 1994 году на съёмках «Ворона» трагически погиб Брендон Ли. Было ясно, что без исполнителя главной роли фильм не доснять. Ситуацию спасли с помощью компьютера: в неоконченных сценах лицо Ли наложили на его двойника Чэда Стахельски. Таким же способом «возвращали» к жизни Пола Уокера, который разбился на машине, успев отработать лишь половину съёмочных дней блокбастера «Форсаж-7». Эту тенденцию затем подхватили и организаторы музыкальных концертов. В 2012 году на сцену вновь вышел Тупак Шакур, погибший в 1996-м. В 2014 году на церемонии Billboard «ожил» Майкл Джексон. В России такие опыты проводились раза три. Последний был в 2018 году, когда сооснователь рок-группы «Король и Шут» Андрей Князев спел вместе с трёхмерной проекцей своего напарника Михаила Горшенёва, который умер в 2013 году. С Цоем всё в порядке Очередные концерты с «воскрешённой» знаменитостью анонсированы на эту осень. Главным их героем станет лидер легендарной рок-группы «Кино» Виктор Цой, песни которого известны едва ли не каждому. В описании предстоящих концертов сказано, что на них сыграют участники группы разных лет, но главная фишка состоит в оцифрованном с оригинальных многоканальных записей голосе музыканта. То есть если закрыть на концерте глаза, то можно будет представить, что на сцене поёт настоящий Цой. Голограммы, правда, не будет. Предполагается, на что экране покажут лишь видеоряд с фотографиями музыканта. По словам представителя наследников Виктора Цоя Юлии Добренко, с правовой точки зрения все вопросы правообладания при организации этих концертов урегулированы. Что, в общем-то, неудивительно: их продюсером выступает сын Виктора Цоя Александр. «Сейчас право использования любого изображения Виктора Цоя принадлежит его сыну Александру Цою, он реализует это право путём выдачи юридически оформленных разрешений на использование изображений Виктора Цоя в любой форме и любым способом, — сказала Юлия Добренко. — Подчёркиваю: только Александр Цой даёт разрешение на использование изображений Виктора Цоя как для создания любого самостоятельного произведения, так и включения его в состав другого произведения». Если изображения фронтмена группы «Кино» находятся в ведении одного Александра Цоя, то права на его песни принадлежат также отцу музыканта Роберту Цою. «Между ними имеет место юридически оформленное соглашение о совместном использовании исключительных прав на все произведения автора», — объяснила юрист. Некоторые произведения группы были созданы Виктором Цоем в соавторстве с другими участниками коллектива, поэтому часть прав на них принадлежит и им. «Между всеми музыкантами и наследниками музыкантов, уже не осуществляющих музыкальную деятельность (в том числе Виктора Цоя), заключено и юридически оформлено соглашение о совместном использовании музыкальных произведений и их исполнений. Поэтому все третьи лица, желающие иметь в своём репертуаре музыкальные произведения с текстом или без текста, созданные и исполняемые музыкантами группы «Кино», обязаны иметь в наличии юридически оформленную лицензию», — сообщила представитель наследников Цоя. Главный совет, который дают эксперты: не идти против закона и не подвергать себя потерям как моральным — своего авторитета среди коллег по творческому цеху, так и материальным. Вывод можно сделать один: «оживить» Виктора Цоя где бы то ни было — хоть на сцене, хоть в кино, хоть в клипе — не так уж просто. То же касается прочих знаменитостей. Главный совет, который дают эксперты: не идти против закона и не подвергать себя потерям как моральным — своего авторитета среди коллег по творческому цеху, так и материальным, когда придётся выплачивать компенсации в пользу правообладателей, становясь нарушителем чьих-либо авторских прав.

Как законно «оживить» Виктора Цоя?
© Парламентская газета