С 17 февраля канал ТНТ начинает показывать в общедоступном эфире сериал Семена Слепакова «Домашний арест», два года назад ставшую хитом в интернете трагикомедию о попавшем под следствие, но не растерявшем изворотливости мэре-коррупционере. «Лента.ру» разбирает феномен популярности этого остающегося злободневным проекта. Потерял ли «Домашний арест» свою актуальность за два года? Вопрос, конечно, риторический — ведь константы русской жизни никуда не делись. Разве в России стали меньше воровать? Ответ, опять же, очевиден — разве что, может быть, сажать за воровство чиновников стали чаще, да и то по логике, вовсе не идентичной букве законодательства. Этот факт сериал Семена Слепакова среди прочего как раз красочно иллюстрирует, показывая, что работа следствия и спецслужб по проворовавшимся чиновникам является скорее результатом интриг и разборок в коридорах власти, чем абстрактной борьбы за безупречный облик госслужбы. Интереснее, впрочем, разобраться, почему «Домашний арест» произвел впечатление как на народ, так и на реальную, не экранную власть. Обычная публика счастлива, потому что зарвавшийся мэр, типичный для русской провинции местный князек, в «Домашнем аресте» наконец получает по заслугам — причем уже в первой серии. Безотказный драматургический прием, когда зло оказывается наказано, срабатывает в сериале с показательной эффекностью. Тем более, что увидеть унижения простого люда вымышленного города Синеозерска со стороны власть имущих мы все-таки успеваем. Чего только стоит сцена почти интимного сближения народа и главы города, когда ублаженный постоянными обещаниями электорат в лице экскаваторщика Самсонова, надеясь на обретение лучшей жизни, целует в задницу мэра Аникеева (Павел Деревянко). И конечно, свои обещания чиновник с садистским удовольствием тут же забирает обратно. Зритель возмущен и требует расправы — и карма незамедлительно приходит в виде домашнего ареста для персонажа Деревянко. А вот почему сериал стал популярным среди собственно российских чиновников самого разного пошиба, на которых точно так же могут надеть электронные браслеты? Секрет заключается в натурализме сериала Слепакова, точно уловившего тонкости взаимоотношений в коридорах власти и реалий бытования власть придержащих. Вот и чиновники узнали в «Домашнем аресте» самих себя. Ну или, как минимум, своих многочисленных коллег — некомпетентных, лживых, не чистых на руку, обирающих пенсионеров, сирот и матерей-одиночек. Они — да, мы — ни-ни. Дошло даже до абсурда, ну или паранойи, граничащей с помешательством, когда в Ярославской области сериал «Домашний арест» неожиданно спровоцировал ряд проверок. Местный губернатор, посмотрев сериал, дал команду разобраться со «случайными совпадениями» между происходящим на экране и чиновничьими деяниями в его вотчине. Проверки — представьте себе — показали, что все события в сериале вымышлены и не имеют ничего общего с реальностью. Слепаков, впрочем, никакого конкретного региона в виду и не имел — создавая на экране персонажей собирательных и узнаваемых как раз по причине распространенности таких типажей на всей территории России. Ярославские чиновники, проще говоря, чуть было не спалились самостоятельно. И похоже, что злую шутку с ними сыграла не только сама история, но и то, что сериал частично снимался именно в их городе. Даже на роль мэрии Синеозерска без проб и с первого дубля взяли здание правительства Ярославской области. К тому же несколько лет назад именно в Ярославле посадили мэра города, вот только в отличие от Аникеева из Синеозерска ему суд назначил не домашний, а реальный арест. Ну а вишенкой на торте стал тот факт, что губернатор Ярославской области, как и нечуткий к страданиям Аникеева губернатор из «Домашнего ареста», тоже с маниакальной активностью ведет Instagram. Более того, оба регулярно публикуют на своих страницах фото с хоккейных тренировок. И если губернатор из сериала, которого воплотил на экране Роман Мадянов, вызывает этими постами смех (толстый, неповоротливый, с красной мордой — а тоже на льду), то настоящий губернатор Ярославской области, отдадим ему должное, пребывает в хорошей спортивной форме. Так что в этом случае любовь к спорту может быть и не постановкой. В России, впрочем, 85 субъектов федерации — и совпадения с событиями «Домашнего ареста» наверняка найдутся и в остальных 84 регионах. Пожалуй, не меньше на длинной дистанции в пользу сериала играет талант Слепакова улавливать реальность в мелочах и деталях. И речь не только об узнаваемых персонажах: вышеописанном губернаторе или самом мэре-коррупционере, словно сошедших с картины Васи Ложкина ФСБ-шниках на прослушке, эскортнице, университетском преподавателе и матери-одиночке, которая борется за все хорошее против всего плохого, и даже не об экскаваторщике, по велению жены решившемся на странные заигрывания с властью. Реальность прорывается в мир «Домашнего ареста» и в более простых, приземленных вещах, приметах повседневности и элементах культурного кода, которые узнаются зрителем интуитивно, подсознательно. Наглядный пример — оформление коммунальной квартиры, где по воле судьбы оказывается заключен арестованный Аникеев. Газовая колонка, щетка для обуви, даже советский телефонный справочник с таинственным номером 5-54-73... Все эти предметы реквизита — лишь малая часть того, что Слепаков вывез из коммуналки своей бабушки в Пятигорске, где провел большую часть детства. Художник-постановщик проекта по итогам поездки в Пятигорск, не мудрствуя лукаво, попросту воссоздал в павильоне всю обстановку квартиры. Сам же Слепаков говорил, что во время съемок в этой коммуналке было ощущение, что он ходит среди призраков. Так же и зритель «Домашнего ареста» оказывается как будто окружен призраками, старыми и новыми, русской жизни — а значит, и этот сериал будет жить еще очень долго. Премьера сериала «Домашний арест» на ТНТ пройдет 17 февраля в 22:00. Телеканал покажет все 12 эпизодов сериала