Абсент, гравитация и атомная бомба: как все это связано с Ван Гогом?
«Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка. Нормальность – это асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветы на ней не растут» – Винсент Ван Гог. В этом году исполняется 130 лет со дня смерти Ван Гога и 75 лет со времени атомных бомбардировок Японии. Как применение ядерного оружия помогло физикам вычислить поддельные картины и как употребление абсента повлияло на стиль художника? Смотрите в программе «Секретные материалы». После смерти Винсент Ван Гог наконец обрел мировую славу. Его картины продаются по астрономическим ценам, хотя при жизни он продал одну единственную работу: «Красные виноградники в Арле» – и всего за 400 франков. Сейчас картины мастера стоят сотни миллионов долларов. Коллекционеры в буквальном смысле готовы умереть вместе с ними. «Один японец купил «Подсолнухи» за 40 млн долларов, – рассказывает искусствовед, ведущий научный сотрудник Русского музея Антон Успенский. – Где-то в течение еще 15 лет это была самая дорогая картина, проданная в мире. Потом он же купил «Портрет доктора Гаше» того же Ван Гога, уже за 82 млн долларов. И, попадая в центростремительную силу этой легенды о сумасшествии, японец сказал, что хочет, чтобы после его смерти картины уничтожили вместе с ним – сожгли в крематории. Но миллионер благополучно разорился, и кредиторы не дали совершить акт вандализма». Неудивительно, что почти сразу после смерти художника в 1910 году, когда его работы стали хорошо продаваться, появилось множество мастеров, подделывавших Ван Гога. Сегодня даже в самых известных музеях мира можно обнаружить десятки фальшивых произведений великого голландца. В августе 1945-го небо над Японией озарили две вспышки ярче тысячи солнц. Атомные бомбы, сброшенные американцами на Хиросиму и Нагасаки, не только унесли сотни тысяч людских жизней, но и позволили специалистам разработать надежный метод выявления поддельных произведений искусства. Дело в том, что после взрывов биосфера Земли оказалась загрязнена изотопами цезия-137 и стронция-90, которых до этого не существовало в природе. Эти изотопы накапливались в семенах льна и, соответственно, попадали в льняное масло, которое художники используют для разведения красок. Таким образом можно отличить картины, написанные после 1945 года, от более старых произведений. Ван Гог – самый загадочный художник из всех постимпрессионистов. Его жизнь была сложной и трагической, по сей день личность Ван Гога занимает умы многих ученых. Сравните, например, раннюю работу художника «Едоки картофеля» и одну из последних картин. Кажется, что их написали совершенно разные люди. «Ровно в тот же день, но за год до этого родился его брат, который прожил несколько дней, – рассказывает писатель, публицист Саша Кругосветов. – В честь него художника тоже назвали Винсент. И у него было ощущение, что он живет вместо своего брата, чужой жизнью. Все время у него в жизни получалось не то, что он хотел. Он хотел служить богу, а в конце концов стал живописцем. Хотел иметь семью, детей, жить тихой приватной жизнью, но всю жизнь был одинок». А было ли ухо? Популярный миф о Ван Гоге гласит, что художник сам себе отрезал ухо. Действительно, во время работы в Арле художник лишился этой части тела, но существует несколько версий произошедшего. Согласно одной, Винсент мучился от боли и шума в ухе и в нервном припадке решил его отрезать. По другой, тут не обошлось без вмешательства Поля Гогена. Одно время художники пытались жить и работать вместе. Они подрались, и в пылу ссоры Гоген полоснул Ван Гога по уху. Правда, как выяснили специалисты, Ван Гог лишился не всего уха, а только мочки. О том, что в этой истории замешан Гоген, говорит и сам художник в одном из писем другу: «Все, что случилось между нами, пусть и останется между нами. Не будем об этом говорить». Конечно, две такие яркие личности не могли ужиться вместе, тем более что женщины всегда предпочитали Гогена... «Когда припадок у него прошел, когда он утихомирил кровь, он пришел к своей любимой женщине – к проститутке. Эта проститутка предпочитала ему Гогена, и он принес ухо как символ победы Гогена над ним. Она раскрыла коробочку и упала в обморок», – отмечает Кругосветов. Весь последний период творчества живописца весь пронизан желтым цветом. Яростное солнце, подсолнухи, золотые поля, сверкающие звезды – желтый цвет считается одним из основных в палитре Ван Гога. Известно, что художник страдал от душевной болезни, он принимал лекарства от эпилепсии, и, возможно, из-за этого его восприятие цвета могло измениться. Есть и более прозаическая версия. Не секрет, что художник увлекался абсентом. Эта настойка была очень модна среди парижской богемы – вспомним знаменитую картину Пабло Пикассо «Любительница абсента». Дело в том, что в этом напитке содержится туйон, который способен влиять на восприятие цвета. Гений, а не сумасшедший Несмотря на экстравагантность мастера, позволявшего себе неестественно яркие цвета и искривление перспективы, художник никогда не искажал реальность. Этому есть и научное доказательство: астрономы специально изучили несколько его картин ночного неба и убедились: каждая из звезд находится точно на своем месте. «Говорят, у него было искажение зрения, он нарисовал свою комнату со скошенными углами – это следы депрессии, угнетенного сознания. Нашли планы дома: действительно, на верхнем этаже была комната со скошенными стенами и углами. Ему выделили на чердаке угол, и там совершенное антиперспективное искажение. Он это писал с натуры один в один, ничего не менял. Он был очень честный, последовательный художник, уважающий натуру», – подчеркивает Антон Успенский. Недавно генетики сильно удивились, когда стали изучать знаменитую картину «Подсолнухи». Дело в том, что многие отмечали необычность цветков, изображенных художником. Обычный подсолнух – темный круг в обрамлении крупных золотых лепестков. А художник вместо этого изобразил растрепанные темно-оранжевые растения, которые до последнего времени считались проявлением буйной фантазии Ван Гога. Но оказалось, что мастер изобразил редчайший вид подсолнуха-мутанта, почти не встречающийся в природе. Мутация, которую запечатлел гений, крайне редка и немедленно вымывается из популяции. Какая связь между полетом реактивного лайнера и картиной Ван Гога «Звездная ночь»? Оказывается, на полотне художник сумел изобразить воздушные турбулентные потоки. Основы теории турбулентности были заложены математиком Колмогоровым в 1940-е годы. Однако точного ее описания нет и по сей день. «Эта картина оказалась очень похожей на то, что «Хаббл» наблюдал в межгалактических космических газах. Похожая картина наблюдается, если со спутников с помощью различных датчиков рассматривать движение океанских течений. Как он это увидел? Это взгляд гения, который пронизывает вечность», – уверен Саша Кругосветов. Загадочная смерть Ван Гога Летом 1890 года Ван Гог пошел на пленэр писать очередную картину… И, согласно самой популярной версии, решил покончить с собой. «Приступы участились, и он совершил попытку самоубийства, – рассказывает искусствовед Антон Успенский. – После выстрела он жил два дня, причем вел трезвые беседы человека с неповрежденным рассудком со своим доктором. Да и потом, собственно, откуда у него взялся пистолет? Пистолет у него был, чтобы пугать ворон, когда он ходил на этюды – тех самых, которые есть на его картинах». Сегодня появилась версия, что художник не собирался кончать жизнь самоубийством. Что выстрел был случайно сделан двумя подростками, с которыми он ходил рисовать, а он просто выгораживал их. Умирая, художник сказал, что ему пора умереть и он не представляет ситуации лучше, чем сейчас, для своей смерти. «Я думаю, что самая главная трагедия Ван Гога была бы, если бы он прожил еще лет 10. Потому что ему пришлось бы подчиниться рынку, а другого пути у него не было. Он бы просто сидел и изготавливал метрами свое новое искусство, а брат Тео его бы очень удачно продавал. Мне кажется, что для истории искусств такой вариант биографии Ван Гога благополучнее, а иначе это бы был развенчанный кумир», – считает искусствовед. Последними словами художника были: «Печаль будет длиться вечно». Ван Гог прожил 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно: это около тысячи рисунков и почти столько же картин. Гроб художника украсили подсолнухами.