Почему перевернут российский флаг? Тайны картины «Бурлаки на Волге»
Своих знаменитых «Бурлаков на Волге» Илья Репин писал еще совсем молодым – первые наброски сделал в 25 лет. К 29-ти картина была закончена и произвела фурор на Всемирной выставке 1873 года в Вене. Сегодня ее знает каждый школьник. Еще при жизни художника она обрела культовый статус и по сей день воспринимается как главный репинский шедевр. Мы уже не присматриваемся к ее деталям, а зря. Во многих из них с самого начала считывали «подсказки» и «намеки». Почему российский триколор на мачте перевернут Первая же деталь, которая кажется грубой ошибкой: российский флаг на мачте изображен вверх тормашками. Белая полоса должна быть сверху, красная снизу. А у Репина наоборот. Существует несколько объяснений этому. 1. К порядку полос на государственном флаге в то время относились не очень внимательно и часто поднимали вверх ногами, сообщает журнал «Вокруг света». Художник просто зафиксировал эту небрежность, не придавая никакого скрытого смысла. 2. В морском деле перевернутый флаг означал наличие каких-то неполадок на судне (скажем, проблема с парусом) и даже служил сигналом бедствия. Это упоминается в справочниках по навигации и флоту, а также в словаре морского жаргона. 3. Репин якобы намеренно перевернул триколор, намекая на то, что в России второй половины XIX века политическая ситуация была на грани переворота. Илья Репин в 1915 году. Архив РИА Новости Другие тайны картины Само собой, всевозможные «революционные» намеки в деталях картины стали в изобилии находить после Октябрьской революции и во времена СССР. Например, в деревенском пареньке в красной рубахе разглядели молодого революционера, который будто бы сбрасывает лямку рабства. На самом же деле (а все изображенные на картине – реальные люди) паренек только недавно вступил в артель бурлаков и никак не мог приноровиться к лямке. Еще одна советская трактовка: корабль с «капитаном» в красной рубахе – якобы символ будущего государства рабочих и крестьян. На самом деле этот человек – водолив – был плотником, который конопатил и ремонтировал судно и отвечал за погрузку-разгрузку. Он лишь замещал хозяина и нес материальную ответственность. Или вот аргумент, который часто приводится во множестве источников и сегодня – что бурлаки у Репина тянут барку за вершину мачты, а не за корпус, из-за чего судно якобы неизбежно перевернется. Это сочли намеком на то, что режим угнетателей будет свергнут народом. На самом деле художник точно изобразил реальный способ крепления троса при перетаскивании баржи. Вот фотофакт: голландская пара со своей баржей на канале в 1931 году, трос крепится к мачте. Nationaal Archief / Wikimedia Commons Загадка провисшего троса Этот трос, или бечева на картине Репина, кстати, удивляет внимательных другой странностью: почему бурлаки с усилием тащат здоровенную груженую барку против течения и при встречном ветре, но трос ослаблен и провисает? Ответ также изображен на картине: лоцман (человек на руле) производит маневры, обходя мель. Он ослабил бечеву, чтобы барка отошла от берега. «Но вот-вот бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил», - поясняет журнал «Вокруг света». «Зашифрованный» намек Репина А вот какой символ Репин точно зашифровал в картине, так это пароход вдали: есть, что использовать в качестве буксира, но все равно лямку тянет человек. Пароход олицетворяет технический прогресс, который не доходит до простого народа и делает Россию отстающей. Кстати, из-за этого на Репина ополчился российский министр путей сообщения. Он счел, что на венской выставке художник опозорил страну перед Европой, показав тяжелый бурлацкий труд в эпоху прогресса и машиностроения. «Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!» - отчитывал художника министр. Но Репин на самом деле не собирался устраивать злободневную провокацию. Художник даже признавался, что когда отправился вдоль Волги, чтобы изучить быт бурлаков и найти натуру, он рассеянно слушал об их тяжкой судьбе и интересовался только деталями внешнего облика. Вот что он написал про бурлака Канина, первого в связке, который был «шишкой» (бригадиром артели): «Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, побритыми до неузнаваемости». Но все равно Репина стали считать «художником угнетенных», ждали от него новых работ на эту тему. Но тот всячески уходил от этой роли. Впоследствии он написал другие известные картины: «Иван Грозный и сын его Иван», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Однако «Бурлаки на Волге» стали, как теперь говорят, визитной карточкой Репина. На выставке картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3 тыс. рублей великим князем Владимиром Александровичем Романовым (известный меценат, сын императора Александра II). Он повесил полотно в бильярдной своего дворца в Петербурге.