Премьера оперы «Садко» прошла в Большом театре
На исторической сцене Большого театра состоялась премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» в постановке и сценографии Дмитрия Чернякова. Оперный режиссер вернулся на главную сцену страны после долгого перерыва, а место за дирижерским пультом занял дебютант — 26-летний Тимур Зангиев. Одну из самых масштабных русских опер режиссер представил практически без купюр, превратив ее в четырехчасовое путешествие по истории Большого театра. Мировую премьеру «Садко» в 1897 году на сцене театра Солодовникова, а 10 лет спустя и в Большом, оформлял Константин Коровин. В эпизоде «Торжище» Черняков воспроизводит именно эту работу. Декорации для премьеры в Мариинском театре (1901) создавал Аполлинарий Васнецов. «Хоромы братчины» в новом спектакле — оттуда. В частной опере Зимина (1912) «Садко» делали в декорациях Владимира Егорова. В новой постановке его эскиз использован в сцене в подводном царстве. Постановку на подмостках Народного дома (1914) оформлял Иван Билибин. Его эскиз для сцены «Берег Ильмень-озера» вы тоже увидите в спектакле. Ну а в 1920 году Сергей Дягилев задумал постановку «Садко» в «Ковент-Гардене». Премьера не состоялась, но в нынешнем спектакле использован один из эскизов Николая Рериха. Везде, кроме билибинского «Берега», декорации — не расписные полотнища, а сложные трехмерные композиции. При этом ансамбль солистов в обоих премьерных составах фактически весь гостевой, что касается не только главных, но даже и второстепенных партий. Речь идет о гусляре Нежате (Юрий Миненко), комическом дуэте скоморохов Дуды (Михаил Петренко) и Сопели (Максим Пастер), Старчище (Сергей Мурзаев). В «гостевых» ролях особенно хорош был Дмитрий Ульянов (Варяжский гость), но свою порцию успеха получили и Алексей Неклюдов (Индийский гость) и Андрей Жилиховский (Веденецкий гость). Особый разговор, конечно, об основных героях. Что касается женских образов вокруг Садко, то Любава (Екатерина Семенчук) — женщина истерического нрава, Волхова —этакая красотка светского разлива (внешне прекрасная Аида Гарифуллина). Но именно Садко Нажмиддина Мавлянова, что за все время спектакля фактически не покидает сцену, становится событием сегодняшней премьеры. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Дмитрий Черняков, режиссер: — «Садко» считается эмблематичным русским сюжетом. Но его уже давно не было на сцене Большого театра. Хотя, на мой взгляд, «Иван Сусанин», «Хованщина» и «Садко» — оперы, которые автоматически отождествляются с Большим. На мой взгляд, у «Садко» есть ложная репутация — что она былинная, грандиозная, далекая и не про нас... Своей постановкой мы пытаемся разрушить это клише из учебника, показав, что эта история про нас, сегодняшних людей! Читайте также: Актер Вольфганг Черни: Я так хотел работать в России, что активно начал учить русский язык