Премьера спектакля «Варвара» состоится в Малом театре
22 февраля в Малом театре состоится премьера спектакля «Варвара» по пьесе Максима Горького. Корреспондент «ВМ» побеседовала с помощником режиссера Владимиром Егоровым, который работает над постановкой, узнала, почему без его труда ни одно театральное представление не могло бы выйти в свет, а также о закулисной жизни. На сцене идет репетиция пьесы «Три сестры» Антона Чехова. Меняются декорации, свет, движется поворотный круг, появляются новые артисты. Всем этим процессом управляет один человек — помощник режиссера Владимир Егоров. Этот невысокий седовласый мужчина сидит за пультом, посредством определенных сигналов отдает команды технической группе. На табло загорелся один огонек — должна заиграть музыка. Включился другой — открывается занавес. Кажется, обычная организационная деятельность. Но без труда Владимира Михайловича просто не может состояться ни один спектакль. — Главная задача моей работы в том, чтобы ее ни в коем случае не замечал зритель, — рассказывает помощник режиссера. — В зале должно казаться, что все передвижения на сцене происходят сами собой, естественно. Любая заминка может сильно испортить впечатление. Владимир Михайлович уже 45 лет служит в Малом театре. Он признается, что за этот период форс-мажоры, безусловно, случались. — Например, во время спектакля «Умные вещи», — вспоминает он. — В финале на тросах должна была спуститься с потолка и упасть на стол огромная скатерть диаметром десять метров. Но механизм заклинило: часть полотна отстегнулась, а вторая будто повисла в воздухе. Артисты не подали виду, но зрители не могли этого не заметить. Такого случаться не должно. А серьезно понервничать пришлось, когда один из актеров просто не вышел на сцену. — Это было во время спектакля «Без вины виноватые», — говорит Владимир Михайлович. — Обычно артисты готовятся к выходу за пять минут, а тут я вдруг заметил, что один из «официантов» долго не появляется. Побежал в гримерку — его нет, висит только костюм. И что делать? Пришлось самому быстро переодеваться, брать в руки поднос и бежать на сцену. По сценарию тот персонаж разливал героям шампанское. Я с ролью справился. Но потом актеры рассказывали, что при виде меня они с трудном сдерживали смех. Владимир Егоров признается, что у него никогда не было мысли сменить сферу деятельности. В Малый театр он пришел сразу после школы — целенаправленно, чтобы стать именно помощником режиссера. — Эта профессия не пользовалась популярностью. Но когда я бывал в театре, всегда задумывался, кто руководит всем процессом. И с детства мечтал, что когда-то и я буду сидеть за кулисами и по-своему «проводить» спектакль. Когда мне было десять лет — расставлял дома стулья, растягивал между ними веревку и вешал платки, которые брал у сестер. Потом устраивал «представление»: приглашал домашних и показывал им, как открываются и закрываются кулисы. Притом я не хотел быть режиссером, меня привлекала именно такая, организационная деятельность, — поделился Владимир Егоров. ИСТОРИЯ Малый театр — старейший в нашей стране. Он образован в 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Слово «малый» изначально не писали с большой буквы, так как оно объясняло размеры здания. Также его называли Домом Островского — драматург специально для него создавал пьесы и сам читал их актерам. Его произведения до сих пор сохраняют здесь ведущее положение. Указом президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Он также включен в список особо охраняемых культурных объектов страны. Читайте также: Премьера оперы «Садко» прошла в Большом театре