Балабанов называл любимую жену «коровой»
Есть две маленькие, но очень запоминающиеся роли в «Брате 2» - вредные болтливые таксисты. Один подвозит Данилу к его другу Косте Громову в Хохловский переулок. А второй мчит главного героя из аэропорта Нью-Йорка на Брайтон-Бич. Слишком уж типичные персонажи получились. Таких агрессивных, озлобленных и разочарованных жизнью людей в России 90-х было очень много. «Голосуешь за худого, глядь, через год сидит кабан - рожа что жопа - еще меня учит как жить, гад!» - негодует таксист № 1, остервенело крутя баранку. Впрочем, винит он не только власть, но и всех окружающих: «Страна козлов и баранов!.. В нашем поколении дебилов меньше было. Что ж такое, были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретины. Парадокс». Судя по форумам, где обсуждается картина, многие узнают в этом типе своих знакомых из того времени. «Вылитый мой отец! - пишет некто Igor1975. - В 92-м ушел с завода, начал «бомбить». После того как три раза подрался с пассажирами, бросил это дело. «Не могу, - говорит, - сплошные бараны в машину садятся». Один счастливый день Эту маленькую роль - московского таксиста - блестяще сыграл актер Константин Желдин. Выпускник Щуки 34 года служил в легендарном театре на Таганке, ярко отметился и в кино. Например, в культовой эпопее «17 мгновений весны» воплотил на экране образ гестаповца Холтоффа, которого Штирлиц бьет по голове бутылкой коньяка. А в сериале «Ликвидация» сыграл коварного бандита Штехеля. - Константин Борисович, «Брат-2» - символ времени. Как вам жилось в 90-е? - Да как всем - не очень просто. С другой стороны, я жил театром. Долгие годы Таганка была одним из центров духовной жизни страны. Вот сейчас говорят, 90-е - сплошной бандитизм и беспредел, но лично я занимался любимым делом. Зарплаты, конечно, не хватало - у меня к тому времени имелся ребенок, жена не очень богатая. Был момент, когда я на своем «Москвиче» сороковом бомбил, чтобы прокормить семью. Кино выручало. А в «Брат-2» позвали так: позвонили с «Мосфильма» и спросили: «Ты вроде машину водишь, так?» - «Да». - «Нужно встретиться с режиссером Балабановым». - Хорошие деньги предложили? - Да какие хорошие! Это сейчас в кино платят прилично, а тогда все решалось через актерский отдел «Мосфильма». У них был суровый начальник Гуревич, который нарушений финансовой дисциплины не терпел. Сколько изначально заложено в смете, столько и выплатят. Хоть ты звезда, хоть кто. Сумма не поражала воображение. Но я слышал, что Балабанов выдающийся мастер, и сразу согласился. - А как вам Бодров? - Очень приятный, вежливый молодой человек. В перерывах читал какую-то книжку и мной особо не интересовался. Работали 12 часов - это одна смена. Главной заплетыкой для меня стали съемки в переулке, который спускается круто со Сретенки к Трубной площади. Требовалось остановить эту великолепную тачку так, чтобы в объектив четко попали и я, и Бодров. Все решали буквально сантиметры. С горем пополам справились. - Что-нибудь от себя предлагали? - Помните, когда Данила Багров просит свернуть «вон за тем домом»? Поскольку мы снимали в районе моего родного театра, предложил реплику: «За тем домом! Это театр на Таганке, за тем домом. В нашем поколении дебилов меньше было». Балабанову эта идея понравилась. И еще подарю вам историю из того дня. Напала на меня тогда какая-то внутренняя интеллигентность и прямо едва не задушила. Очень я не хотел обзывать «коровой» женщину, которую мой персонаж едва не сбивает на пешеходном переходе. Мне казалось, это перебор. Балабанов меня долго уговаривал. Убедил такими словами: «Да что такого! Я свою жену тоже иногда коровой называю». А ведь он ее, как известно, невероятно любил. - Что изменилось в жизни после премьеры «Брата-2»? - Пацанва стала на улице узнавать, хихикали при виде меня. Но я спокойно к этому относился. Тут вообще, я считаю, моей особой заслуги нет. Это все Балабанов, который так замечательно придумал эту роль. Счастлив был поработать с ним этот день. Одесская интонация Роль русскоговорящего таксиста из Нью-Йорка исполнил Роман Токарь. Про него известно немного: после «Брата-2» он появлялся еще в двух американских фильмах и одном сериале, снимается в недорогой рекламе. Вспомнить о работе с Алексеем Октябриновичем ему и нечего. Но я обратился к Юрию Стоянову, ведь именно его голосом балабановский водила говорил с неподражаемой интонацией: «А где твоя родина, сынок? Сдал Горбачев твою Родину американцам, чтобы тусоваться красиво». - Роман Токарь - как я понимаю, это был самый настоящий таксист-эмигрант. То, что его потом снимали в кино, говорит лишь о том, что Балабанов кого угодно мог превратить в актера, - уверенно заявил Юрий Николаевич. - Меня от имени Балабанова пригласил на озвучание Витя Сухоруков, с которым я вместе учился в театральном. Я уже тогда не сомневался, что оба «Брата» станут зеркалом 90-х. Когда мне показали отснятый кусок с таксистом, я очень удивился. «Леша, - сказал я Балабанову, - что здесь озвучивать?» Этот Токарь прекрасно все сыграл. В брак по звуку я не поверил. Ведь Балабанов любил даже очень хорошим актерам дарить другие голоса, видно, в этом для него была особая энергетика. «Озвучь его точно так же, только добавь Одессы», - попросил Алексей. «Ах вот для чего ты меня пригласил?!» - воскликнул я. (Кто не знает, Стоянов - одессит. - М.П.) «Конечно, ведь это из себя вытравить невозможно». - засмеялся Балабанов. Вся работа заняла не больше двух часов. Но знаете, что забавно? С удивлением я узнал, что многие из тех, кто давно не смотрел фильм, уверены, что я там играю водителя фуры, который подвозит Данилу до Чикаго. На самом деле его сыграл известный американский актер Рэй Толер. Мы с ним действительно чем-то похожи. Что касается жизни в 90-е, то именно тогда Стоянов встретился с Ильей Олейниковым, и нереализованные артисты решили, что теперь будут зависеть только от себя и придумали телескетч-шоу «Городок». Получали наслаждение от работы, а за этим вдруг пришли большие деньги. Впрочем, это уже совсем другая история… Только факт Мать братьев Багровых говорит голосом Нины Усатовой, а охранник Салтыковой - известного питерского актера Романа Агеева.