В Театре Наций — премьера спектакля итальянского режиссера Маттео Спьяцци «Пробуждению весны». В зале вместо сцены — квадратная площадка, усыпанная землей. С первого ряда внезапно оборачивается девушка. Сначала показывает Stories из ленты своего Instagram, потом просит меня сказать пару слов в видеопоздравлении ее маме. Через пару минут девушка — оказывается, актриса — уходит на сцену и разговаривает там по Skype с матерью про то, откуда берутся дети. Только вот у мамы нет времени — она постоянно куда-то опаздывает. Все полтора часа герои спектакля — их играют молодые актеры из «Творческого объединения 9» — говорят про отношения полов, табуирование сексуальности, проблему «отцов и детей», жизнь и смерть, неприятие мира взрослых. Спектакль позиционируют как постановку для подростков. Некоторые первые зрители даже предложили написать на афишах: «Родителям вход воспрещен». Но режиссер, итальянец Маттео Спьяцци, говорит: «Пробуждение весны» — это повод обсудить какие-то неудобные вопросы с ребенком. Спьяцци ставит в России впервые, взял за основу пьесу немецкого писателя Франка Ведекинда: Маттео Спьяцци режиссер «Этому тексту уже больше 100 лет, но он очень актуален. Мы пытались найти форму, которая обычно не используется в театре. Это очень важные и сильные темы, я очень рад, что можно поговорить именно с подростками, с той аудиторией, которая обычно в театре даже не учитывается. Лично для меня самая важная тема — тема отношений с родителями. Неслучайно мы героев-родителей тут изолировали, спрятали: они то за экраном, то через видеозвонок. Они никогда не рядом. В отличие от оригинального текста, я не стал делать из родителей гротескные фигуры, не хотел всю вину перекладывать на них. Но мне бы хотелось, чтобы родители поняли, насколько детям важно, чтобы они были рядом». В самом начале зрителей просят достать телефоны, чтобы просканировать QR-код. По ссылке — опрос, предлагают ответить: можно ли уничтожить твою истинную природу? Результаты этого и другого опросов потом выведут на экран. Белые панели на сцене отображают то ленту Instagram, то панель Skype. Невероятный контраст формы и языка. Герои как будто говорят стихами Петрарки, делится впечатлениями театральный критик Мила Денева: — Обычно современная пьеса для подростков грешит такой уж слишком сиюминутной правдоподобностью, языком социальных сетей. Здесь восполняется вот это языком Петрарки. Не знаю, насколько этот язык может быть интересен современному подростку. Может быть, в этом и есть как раз поле эксперимента, когда притягиваясь, как мотыльки на свет, на такую современную форму — все-таки у Театра Наций имидж модного театра, — может быть, они как-то откроются и вот этому языку. Скорее, мне кажется, этот спектакль для театралов, которые уже пресыщены чем-то обыденным, для знающих, понимающих, способных оценить вот это сочетание. Полотна возрождения вдруг на экране возникают, крупные планы, проекции с гаджетов — это такая «селфи-живопись» практически. — А вы участвовали в интерактивных опросах, которые были во время спектакля? — Нет, у меня почему-то не ловил интернет на телефоне. Но со мной сидела моя знакомая, и я видела, что там предлагают ответить на вопросы. Мне кажется, интерактив здесь, скорее, ход, который не очень работает, потому что зрители никак по-другому не включены в действие. Спектакль играют в Новом пространстве Театра Наций. Первый блок показов закончится 1 марта. На следующий, который начинается 12 марта, еще можно купить билеты по единой цене — 1000 рублей — без обозначения ряда и места.