Рассказываем о фильме «Ундина», показанном на Берлинале-2020
Лучезарная Ундина (Паула Бер) работает в музее архитектуры Берлина, где рассказывает туристам про все историко-урбанистические приключения города. Однажды в перерыве между экскурсиями ее бросит парень Иоганн (Якоб Маченц), но тут же она встретит влюбленного в нее посетителя — промышленного дайвера Кристофа (Франц Роговский). Так начнется эта сентиментальная и жестокая история любви, в которой прошлое непременно влияет на будущее. Фоном, естественно, выступят многоквартирные дома Берлина и его окраины. Режиссер Кристиан Петцольд — главное лицо так называемой «берлинской школы» — эстетического движения, возникшего в конце 90-х вокруг киножурнала Revolver. Главное, а значит, довольно попсовое: в загашнике у Петцольда есть сюжет про подростковую любовь и терроризм («Внутренняя безопасность»), драма про побег из ГДР («Барбара») и даже душещипательный фильм про Холокост («Феникс»). Впрочем, «попсовым» режиссера можно назвать только по фестивальным меркам. Ундина Нежные и несчастные герои Петцольда всегда существуют на фоне личной или глобальной катастрофы — такая, например, была в его предыдущем «Транзите», экранизации романа из 1940-х, который резонировал с проблемами иммигрантов образца 2010-х. Оттуда, кстати, в «Ундину» перекочевали действующие лица — новые немецкие секс-символы Паула Бер и Франц Роговский, дуэт восхитительный и выдающийся. «Ундина» будто бы продолжает тему сопоставления современности и прошлого. Во-первых, самой трагедией главной героини: истоки легенды про девушку из воды можно проследить вплоть до Древней Греции, хотя популяризатором выступил Ганс Христиан Андерсен и его Русалочка, переделанная в совсем уж мейнстримный формат при содействии Disney. Петцольд же берет за основу рассказ Ингеборг Бахман «Ундина уходит». История вроде бы старая, но время новое. Или же нет? Ундина Берлин — еще одна движущая сила фильма, возможно, даже главный его персонаж. Древний город строился и разрушался, обрастал стеной, но раз за разом снова восставал — здания вырастали на месте утраченных как грибы после дождя. Или как феникс, благо эта история уже метафорически Петцольдом обыграна. Хотя все-таки тут речь о стихии водной — о каналах и бассейнах Берлина, водоемах пригородов и напрасно пролитых на мостовую слезах. И даже о массивных аквариумах — такой есть в кафе, где Ундина впервые встречает Кристофа. Треск его стекла и последующий потоп — романтическая метафора любви, непременно сбивающей с ног. А где-то в глубинах водохранилища проплывает огромный сом, будто герой сказки, но не причесанной, а глубоко трагичной и даже архаичной. Никто не ожидал от Петцольда ромкома на американский манер, поэтому «Ундина» не удивляет сюжетными поворотами. Зато может приятно порадовать не только актерскими работами Бер и Роговски, но и довольно привлекательной картинкой — подводные съемки выполнены на высоком уровне, а сам Берлин кажется бесконечно живым со всеми его наземными линиями метро, случайными встречами и человеческими несовпадениями. Ундина В нынешнем конкурсе Берлинского кинофестиваля Петцольд — один из явных фаворитов. У него получилась довольно красивая и грустная история любви, переплетенная с политическим нарративом, — практически «Форма воды» на европейский манер. К тому же главная героиня тут все-таки Ундина — смелая, искренняя и ранимая девушка. Не диснеевская Русалочка, готовая пожертвовать собой ради любимого, а куда более сложная личность. А вот это уже вполне в духе нашего времени. Марат Шабаев