Войти в почту

Людмила Касаткина

О них можно было сказать: «Они жили как старосветские помещики»… Или “они жили долго и счастливо, и умерли в один день». Людмила Касаткина и Сергей Колосов умерли на одной неделе, и для жизни любви, это, наверное, счастье. «Я живу как-то неинтересно», - кокетничала перед журналистами актриса, « - у людей есть романы, бурные страсти, только я живу всю жизнь с одним мужем, работаю в одной профессии, в одном театре»…. На самом деле судьба Людмилы Ивановны сложилась невероятно счастливо. Пережившая войну, голод, провинциальная девочка мечтала, как и многие, о сцене. Она занималась в балетной студии, но балерины из нее не вышло. Тогда юная Людмила отправилась покорять театральный ВУЗ. Перед вступительными экзаменами в ГИТИС волновалась – по коридорам в ожидании экзаменов ходили такие роскошные красавицы со всего Советского Союза, что молодая абитуриентка дрогнула. Однако в училище ее приняли, и Касаткина не обманула надежд педагогов, она читала «Итальянскую сказку» Горького так страстно, что кое-кто в приемной комиссии утирал слезы. Педагоги разглядели в юной ученице дар – Людмила могла быть убедительной и как драматическая, и как музыкальная, комедийная актриса. Людмила Касаткина обладала особым магнетизмом, который действовал и в жизни, и на сцена. А еще – прекрасным тембром голоса, который заставляет вибрировать в других некую чувствительную струну. Не зря спустя десятилетия именно она озвучила прекрасную Багиру в киплинговской сказке. У нее всегда было много поклонников, но ухаживать за собой она позволила только одному красивому юноше с офицерской выправкой. Сергей Колосов заканчивал режиссерское отделение, за плечами у него была война… Он четыре года нежно и трепетно ухаживал за Людмилой, был ее преданным «Русланом», и строптивая красавица, наконец, ответила согласием на предложение руки и сердца. Касаткина и Колосов поженились в 1950 году. Всю жизнь она была для него «Милой» или «Люкой». Молодой муж так трепетно относился к жене, что спустя десятилетия Людмила Ивановна не без некоей дрожи в голосе вспоминала эпизод: отдыхала юная пара в Севастополе. Было жарко, хотелось пить, а денег, как водилось, у молодежи было совсем немного. И вдруг они видят: очередь, люди покупают виноград. «Мне так захотелось винограда, но я знала, денег нет», - вспоминала актриса, - «отошла, потом вернулась, и вижу – Сергей стоит в очереди и на потной ладони отсчитывает какие-то свои копеечки, чтобы купить мне сочных ягод». Еще Колосов пел ей солдатские песни, как вспоминала Касаткина, особенно хорошо ему удавался «Вася-Василек». В Театре советской армии Людмила Ивановна служила с 1947 года. Юная выпускница ГИТИСА, невысокая ростом, прекрасно подходила для молодежных ролей, и ее первая роль в спектакле «Маленькая барабанщица» имела успех. Настоящая всенародная любовь и слава пришли к ней с фильмом «Укротительница тигров». Успех закрепился за ней пожизненно после второй киноленты также с прекрасным актерским составом «Медовый месяц». С 1954 года Касаткина стала настоящей звездой экрана. После шумного успеха посыпались предложения киноролей, тиражирующих одно и то же амплуа актрисы. И тут муж предложил жене сделать «резкий поворот на 180 градусов» и снял ее в классической роли - «Укрощении строптивой» Шекспира. Это была великолепная Катарина…. Публика удивилась, но полюбила Касаткину еще сильнее. С тех времен роли в театре и в кино у актрисы Касаткиной не иссякали. И надо признать – она умела работать. На съемках фильма «Трест» она получила травму позвоночника. А требовалось снять кадр, где она скачет на лошади. Актрису привезли в машине «Скорой», превозмогая боль, она села в седло и предупредила операторов «Проверьте свои стеклышки хорошенько, второго дубля не будет». И снялась, а когда услышала команду «Снято!», потеряла сознание. Надо сказать, что немало жизненных уроков актриса получила еще в ранней юности, и они остались с ней навсегда. Однажды она пожаловалась маме, что лицо мол, у нее широкое, некрасивое. Та долго смотрела на дочь, а потом вздохнула и произнесла: «Надо донашивать». А вот еще одно воспоминание: юная Людмила плачет дома. Причина – новое платье подруги. И ее мама, ее любящая мама от всей души дает ей пощечину. Нельзя завидовать другим! Жестокий урок, но именно он дал актрисе вектор для развития: Касаткина никогда не была жадной до денег, она не выпрашивала роли, ей важнее было качество жизни, чем количество денежных единиц. Таким же был и Сергей Колосов. У них был открытый хлебосольный дом, в котором всегда было тепло и уютно. У них было много друзей – к супругам шли и с радостью, и с бедой. Колосов «отбил» у Касаткиной не только поклонников, но и режиссеров. В творческом тандеме были созданы прекрасные, запомнившиеся зрителям картины «Вызываем огонь на себя», «Помни имя свое», «Душечка», «Мать Мария», «Дороги Анны Фирлинг», в общем одиннадцать фильмов. Творческий и семейный союз у Касаткиной и Колосова был плодотворным. Сын Андрей – музыкант, джазмен. Людмила Ивановна была любящей бабушкой и обожала внучек Людочку и Анечку, всегда находила для них время… Зрителям Москвы повезло: они видели Касаткину в театре. Ее театральные «возрастные» роли были великолепны «Шарады Бродвея», «Ваша сестра и пленница», «Странная миссис Сэвидж», «Школа любви». Актриса дожила до того момента, когда у театра, наконец, открылась станция метро. Она много лет говорила о том, что любимым зрителям неуютно после спектакля идти домой по длинной Селезневской улице…. У нее были и любимые ученики – в ГИТИСе Касаткина с огромной отдачей преподавала актерское мастерство. Сати Спивакова, выпускница Касаткиной, с любовью хранит фото своего педагога с дарственной надписью «Гитисяночке Сати». Любовь осеняла жизнь Людмилы Касаткиной как благодать, и она была адекватна этому дару. Жизни Колосова и Касаткиной настолько сплелись, соединились воедино, что они существовали как один единый организм. Когда они шли рядом, почти всегда держались за руки. Это была особая духовная связь. И смерть одного неизменно означала смерть другого. Когда умер Колосов, завершилась жизнь его жены. Одиннадцать дней существования физического тела не значили ничего. Странный парадокс: прослужившая всю жизнь российской армии, она умерла накануне армейского праздника, ее провожали с воинскими почестями и похоронили рядом с могилой мужа. Они снова воссоединились. И вся Москва несла к могиле Касаткиной желтые цветы. Хотя считается, что желтый цвет – цвет разлуки…

Людмила Касаткина
© Работница