Антон Орехъ: «Владимир Высоцкий в мультимедийном формате стал народным проектом»
Одно из самых узнаваемых имён в российском радиоэфире — Антон Орехъ, журналист «Эха Москвы», давно известный своими остроумными репликами на злобу дня, — с друзьями и коллегами придумал и реализовал проект «Один Высоцкий». Это — современное многоформатное произведение о малоизвестных страницах жизни и творчества поэта и артиста. О том, почему автору, которому привычнее, казалось бы, разбирать со свойственной ему пытливостью текущую политическую жизнь, преломленную взглядом фельетониста, понадобилось обратиться к личности Высоцкого, «Инвест-Форсайту» рассказал сам инициатор и активный участник проекта. Фото: сайт «Эхо Москвы» «Некультурологический» ракурс — Антон, а почему, собственно, Высоцкий?.. — Меня сразу же, после выхода первых выпусков программы, об этом спрашивали (да и сейчас, когда на «Эхе» вышло уже более 175-ти выпусков программы, я порой такие вопросы слышу). Дескать, мне, номинально не «культурологу», не историку театра, кино или музыки, насколько трудно пришлось осваиваться в некоем новом для себя жанре? Но я не устаю отвечать, что «Один Высоцкий» — это как раз работа мне хорошо знакомая. Поскольку она — журналистская в полном смысле этого слова. Чем я и занимаюсь уже не один десяток лет. Журналистская, а не научная, требующая специальных исследований, сидения в архивах. И, понятно, не художественная. Как лично я пришёл именно к теме Высоцкого? Тут нет ничего удивительного — я его слушал с самого детства: моя мама была его большой поклонницей; папа (Л.П. Кравченко, главный редактор газеты «Труд» и гендиректор ТАСС, затем председатель Гостелерадио СССР в 80-е и начале 90 гг. — ред.) любил всё же больше Булата Окуджаву. Высоцкий был ещё жив, его песни звучали в нашем доме, когда я был совсем ребёнком (на момент его смерти мне было 8 лет). Поэтому тут у меня не возникало уж таких «озарений», что вот однажды мне кто-то поведал о Высоцком, и я был как бы ошеломлён; у меня было другое ощущение — эти песни, эта музыка со мною были всегда. — Понятно, вам важно было не повторить уже много раз сказанное, а продумать прежде всего оригинальный контент вашей творческой идеи. Вы его заранее как-то структурировали? Или нарабатывали материал больше по принципу импровизации? — Ну, во-первых, ключевой смысл проекта как бы перефразирует давнее изречение «Пушкин — наше всё», при этом — если мало-мальски проверить всеобщую начитанность — несложно будет прийти к нехитрому выводу: уж совсем не так много людей читали (а не проходили!) Пушкина. А Высоцкий вошёл по всем последним соцопросам в неизменную тройку героев, вместе с Гагариным и маршалом Жуковым. Однако что характерно: все (или почти все) слышали о его 5–7 песнях, видели на экране Глеба Жеглова. Но об остальном, что касается непосредственно личности Высоцкого, по большому счёту, имеют слабое представление. Поэтому такая идея у нашей команды и возникла: рассказать о не известном широкой публике пласте жизни и творчества Владимира Семёновича. Не могли мы не учитывать и своего рода просветительский аспект, ведь аудитория у радиостанции «Эхо Москвы», в общем-то, не самая молодая. Хотя не исключаю, что кто-то не согласится с таким наблюдением. В любом случае, поколение, которое с Высоцким как-то сопоставимо по возрасту, из наших программ получает возможность узнать для себя что-то новое. А уж для подавляющего большинства молодых людей (тех, кому сейчас, условно говоря, меньше 30-ти) уж точно многое из того, что мы подготовили, становится открытием. И сами темы, и сюжеты, и эмоции, порождаемые его песнями, фильмами и спектаклями с его участием. Критерий умного человека — Как удалось отыскать в отдалённых городах, едва ли не в сёлах, столько новой информации о Высоцком, прежде всего его записи? — Я дополню ваш вопрос — ещё и постсоветского пространства (куда судьба заносила Владимира Семёновича). При этом сделаны записи были, как нетрудно понять, во многом «случайно» — на неофициальных концертах в каких-нибудь районных ДК, на заводах (в цехах и бытовках), на домашних кухнях — в виде эскизов. И всё это — в весьма, скажем мягко, не лучшем техническом качестве. Что ж, приходится тут не без гордости отвечать: во-первых, делал я всё это не один. Умный человек — не тот, кто всё знает и собственными рукам всё делает; а тот, кто знает, у кого что нужно спросить и узнать. Так вот, среди участников нашей команды — Сергей Алексеев (для меня — Серёга), который сам, между прочим, из Одессы. Он обладает одним из самых, наверно, значительных фотоархивов Высоцкого (примерно более 10 тыс. снимков). Москвич Александр Петраков и петербуржец Валерий Басин — у них едва ли не самый большой звуковой архив записей Высоцкого. Редактор сайта радиостанции Виталий Рувинский — благодаря ему этот проект появился на сайте «Эха». Ну и, конечно, костяк творческого объединения «Ракурс», совместно с которым мы и тянем этот проект уже пятый год: Александр Ковановский, Игорь Рахманов, Олег Васин. Они — авторы нескольких документальных фильмов о Высоцком, которые в нулевые годы шли по всем главным каналам и получали награды на разных фестивалях — международных в том числе. — У вас нет планов продолжить эту мультимедийную программу, но уже с другим героем в центре повествования? — Думаю, нет; по крайней мере, в обозримой перспективе. Вот так близко к себе чьё-либо другое чужое творчество я сейчас бы вряд ли принял. Важно и то, что сделанный мной и коллегами выбор был сопряжён с тем, что в среде ныне живущих родных и близких Владимира Семёновича к нашей инициативе отнеслись вполне благосклонно. Хотя не скрою, поначалу Никита Высоцкий смотрел на всех нас несколько настороженно. И тому есть основания. Ведь не секрет, вокруг творчества Высоцкого чуть ли не сразу же после его кончины (а в июле этого года, напомню, стукнет 40 лет с того момента) так много крутилось всякого рода сомнительных личностей! Причём они и производили такую же сомнительную, некачественную продукцию, а в друзья его лихо записывались люди, которых при жизни он и за версту, что называется, не подпустил бы. Когда спонсором выступают слушатели — Какова финансовая сторона проекта? — Человеком, который во многом вдохновил старт наших поисков «неизвестного» Высоцкого, что в результате и вылилось в этот мегапроект, был покойный Владимир Кара-Мурза, замечательный журналист и наш коллега (сам один из наиболее давних и последовательных знатоков творчества Высоцкого). Он познакомил меня с ребятами из творческого объединения «Ракурс». Когда они появились у меня в ночном эфире уже почти 5 лет назад, с того момента и начался, по сути, отсчёт еженедельной программы. Проект «Один Высоцкий» мы сразу стали систематизировать в виде блога на сайте радиостанции: с фотографиями, документами, видео. В общем, в расширенной версии программы. Любой человек, интересующийся биографией и творчеством поэта и барда, мог в удобное для себя время зайти на сайт и прочитать или послушать (а, возможно, и перечитать, и переслушать) фрагменты, с которыми ему не удалось ознакомиться в «премьерный» день. И уже как следующая стадия — как ключевая часть мультимедийного проекта «Один Высоцкий» — печатная его версия, книга. В суммарном своём выражении начинание, конечно, совсем, совсем недешёвое. И оно само по себе внушительно, можно сказать, по многим параметрам. Один экземпляр книги, которую мы в настоящее время переиздаём, — замечу, в 632 страницы, — весит 2,5 килограмма (!). Цена одного экземпляра — 4600 рублей. Но, что примечательно: из всех людей, кто заявил о получении издания (а к нему ещё полагаются две флешки с записями), никто не говорил о том, что наш продукт не стоил таких денег. — Спонсоры, меценаты, другие доброжелатели — с ними не удавалось установить контакты накануне или в ходе осуществления проекта? Ведь, согласитесь, многие из состоятельных (и состоявшихся) людей выросли на этом голосе с хрипотцой… — У нас просто не было времени их разыскивать и перед ними кланяться. Точно так же, как и перед крупными издательствами. Мы решили воспользоваться краундфандинговой платформой «Планета.ру», на которой люди собирают деньги на самые разные цели и нужды; бросили, что называется, туда клич всем неравнодушным к наследию знаменитого барда. На Западе это, кстати, обычная история. В России же, например, Борис Гребенщиков издавал свои альбомы таким образом. Аналогичным способом собирают деньги «Чайф», «ДДТ». Нам это не просто помогло, как считают непосвящённые: фактически на эти средства мы и реализуем мультимедийный проект. Когда нас иногда спрашивают: а почему нет этих изданий в магазинах, на книжных ярмарках и т.д. , ответ приходится держать лаконичный: друзья мои, как потопаете, так и полопаете. Сколько мы денег получим от взносов граждан — то есть потенциально от вас, — столько на эти суммы и издадим. В коммерческом же отношении для нашей команды это с самого начала было абсолютно бесприбыльной вещью. Да, о какой-то окупаемости мы, собственно, и думать не могли. Главное, конечно, — совершенно в другом, пусть это для кого-то это и покажется пафосным: Высоцкий в информационных форматах ХХI века наглядно стал, по источникам своего финансирования, ещё и народным Высоцким. Без единого рубля — что от государства, что от каких-нибудь олигархов. Беседовал Алексей Голяков