Тёмные коридоры Марии Ароновой

Мария Аронова резко выделяется среди коллег. Лучший формат медитации для неё – рыбалка. На экране она выглядит чаще смешно, иногда драматично, если вспомнить про роль Марии Бочкарёвой в фильме «Батальонъ». В жизни актриса — заботливая и нежная мать и жена. А ещё – удивительно гармоничный человек, который успевает абсолютно всё – сниматься в кино, играть в театре, готовить ужин для всей семьи, созидать семейный очаг. «Сомневаюсь, что она вообще когда-нибудь спит», - в одном из своих интервью сказал сын Марии Ароновой, Владислав. Мария родилась 11 марта 1972 года, в подмосковном городе Долгопрудный, в семье инженера Валерия Максовича Аронова и библиотекаря Людмилы Петровны Ароновой (в девичестве — Сытовой). В семье росло двое детей: внутренне интеллигентный, начитанный отличник — брат Саша, слывший гордостью школы, и Маша —100%-й «эгоцентричный экстраверт» и «невыносимый ребёнок», вокруг которого должен был крутиться весь мир. Для этого маленькая Маша делала немало. Например, сооружала в квартире из стульев и простыней импровизированную сцену, где ставила свой спектакль «для родных, друзей и соседей». В постановке она была звездой № 1 – и режиссёром, и актрисой, и, конечно же, художником по костюмам, которые доставались и превращались в «сценические вещи» из маминого гардероба. Людмила Петровна Аронова, удивлённо глядя на собственное неугомонное чадо, которое разительно отличалось от родного брата, однажды сказала ей: «Маш… Сашу я чую сердцем, знаю, а ты, наверное, папина дочь!» — «А как же ты меня воспитывала, мама?» - спросила Аронова. – «Как будто шла по тёмному коридору. Не знаешь, где откроется дверь, где включится свет, где на тебя что-то упадёт». Мария могла устроить не просто показательный детский протест. Когда ей исполнилось всего лишь 14 лет, в её жизни появился ослепительно красивый выходец из солнечного Узбекистана. И девочка-подросток, без промедления сообщила родителям о том, что «всё более чем серьёзно». Мать и отец, осознавшие к этому времени, что воспитание дочери требует не столько репрессивных мер, сколько понимания элементарных законов дипломатии, якобы, пошли ей навстречу, сказав, что согласно советским законам, она получит право заключить брачный союз с Улугбеком, когда достигнет 16-летнего возраста. К счастью, доктор Время исцелил юную Машу от привязанности к этому молодому человеку, иначе – кто знает? – её актёрская карьера могла бы остаться нереализованной. Бурная творческая энергия в срочном порядке требовала выхода. К счастью, в нескольких шагах от дома Ароновых в Долгопрудном было абсолютно всё: ясли, детский сад, школа, музыкальная школа и театральная студия в Долгопрудненском народном театре в Доме культуры «Вперёд», где занималась будущая народная артистка России. «Сталкером» в мир театрального искусства, человеком, который взял на себя миссию подготовки артистки Марии Ароновой, была педагог по сценическому мастерству Ирина Николаевна Тихонова. Именно она, разглядев в неугомонной Маше, посещавшей занятия и принимавшей участия в постановках «долгопрудненского народного», настоящий талант, «снабжала» девочку «правильной литературой». А после, в 1990 году, убедившись в том, что за годы занятий желание поступать в театральный институт лишь окрепло, не только помогла подготовить программу для поступления в Щукинское театральное училище, но и ездила с Машей на каждый экзамен. Почему именно Щукинское? Изначально Мария планировала поступать в ГИТИС, но, придя туда, вдруг поняла, что оставаться в самом именитом театральном вузе страны, ей совсем не хочется. Огромное пространство напоминало ей Москву. А Щукинское? Оно удивляло особой — «домашней» — атмосферой. Походило на родной Долгопрудный. Ароновой невероятно повезло с педагогом. Им был актёр и режиссёр Владимир Владимирович Иванов. В числе однокурсников была популярная сегодня актриса — Нонна Гришаева. Именно в Щукинском училище студенты получали счастливую возможность работать в театре имени Вахтангова. Кто-то с третьего года обучения. Но Аронова — со второго. Немного истории Когда на первом ты изучаешь память физических действий, придумываешь этюды без слов, этюды со словами, а на втором становишься звездой, происходит удивительная метаморфоза. Едва «оперившуюся» актрису пригласили на роль Домны Евстигнеевы Белотеловой в спектакль «Женитьба Бальзаминова», который ставил Аркадий Фридрихович Кац. А в дипломном спектакле по пьесе Леонида Зорина «Царская охота» дебютантке-дипломнице была уготована необыкновенная роль императрицы Екатерины II. Немногим позднее эта работа принесёт и первую награду — Госпремию России имени К.С. Станиславского. Студенческий успех едва не сыграл в судьбе юной актрисы роковую роль. Ощущение, что ты заметен, что о тебе говорят, привело к тому, что началась нешуточная звёздная болезнь. Не начаться она просто не могла. Ведь актриса стала «общаться на короткой ноге» со звёздами первой величины — Сергеем Маковецким, Юлией Рутберг, Лидией Вележевой. Но урегулировать вопрос «звёздности» помог педагог Владимир Владимирович Иванов – педагог, который быстро взял зазвездившуюся ученицу в ежовые рукавицы. В училище у актрисы начался новый роман. На её пути встретился «вечный студент» Владислав Гандрабура, успевший поучиться и в ГИТИСе, и в Щуке, но не окончивший ни одного театрального вуза. Впрочем, был один человек, влюблённый в него до беспамятства и полагавший, что имеет дело с гением. Конечно же, это была Мария. К вящему ужасу родителей и театральных педагогов, разглядевших в Ароновой талант, Мария очень рано оказалась «в положении». Но приняла решение сохранить жизнь ребёнку, во что бы то ни стало. Сын Владик появился на свет 9 августа 1991 года, когда Марии было 19 лет. Сегодня он выходит на подмостки, работая в одном театре с мамой (Мария не изменяет родному театру имени Вахтангова с 1994 года). Но тогда, в начале 90-х, вопрос о возвращении молодой мамочки на курс был далеко не таким однозначным. Впрочем, к счастью, его удалось решить. И Мария окончила обучение на своём курсе благодаря невероятному упорству, с которым ей пришлось навёрстывать упущенное. Только теперь ей приходилось исполнять не только театральные роли, но и роль матери, к которой она подошла со всей ответственностью. Экранные герои Марии Ароновой нередко являются волевыми людьми, которым судьбой уготовано немало трудностей. Такова судьба самой Марии Ароновой. В первой половине 90-х у неё умерла мать. Отец связал свою жизнь с другой женщиной. Муж оказался демагогом, утверждающимся за счёт более слабых и находящим утешение в алкоголе. Она осталась тет-а-тет с непростым миром после очень неприятного инцидента, когда вчера ещё любимый человек поднял на неё руку. Собрала вещи, одела ребёнка и ушла практически «в никуда». Только волевой характер молодой женщины, матери, начинающей талантливой актрисы позволил ей не сломаться в этой очень непростой ситуации. Порой кажется, что энергетикой тех лет заряжены многие роли актрисы. Какие? Да хотя бы роль тренера Шаталиной в фильмах «Лёд» и «Лёд-2» — человека далеко не однозначного, преданного профессии, теряющего и волею судьбы вновь обретающего по-настоящему близких ей людей. Работа в театре стала мостом к выходу из невероятно сложной, казалось бы, тупиковой жизненной ситуации. Молодой актрисе, которая не могла похвастаться модельной внешностью, предлагались в основном комедийные и возрастные роли. Она играла в спектаклях «За двумя зайцами» (Проня), «Дядюшкин сон» (Москалёва), «Амфитрион» (Клеантида), «Варвары» (Надежда Монахова), «Лес» (Гурмыжская). В палитре более новых работ — спектакль «ЦветаеваGALA» и роль великой поэтессы Марины Цветаевой. Широкой аудитории актриса стала известна благодаря её работам в кино и на телевидении, где в сериалах «Клубничка», «Остановка по требованию», «Солдаты» и «Восьмидесятые» были сыграны полюбившиеся зрителю роли. Долгое время они были второстепенными. Но в 2015 году продюсер Игорь Угольников предложил Марии главную роль в фильме «Батальонъ». В этой работе Аронова воплотила роль исторического персонажа — «женщины-поручика» Марии Леонтьевны Бочкарёвой, создателя первого в истории русской армии женского батальона смерти. Точек соприкосновения было немало. Брак Марии Бочкарёвой тоже был ранним. Пережив непростые годы с пьяницей-мужем и с евреем-лавочником, она отказалась идти в сёстры милосердия, написала письмо не кому-то, а Государю с просьбой отправить её на передовую. Неожиданно Бочкарёва получила положительный высочайший ответ. Воевала. Стала кавалером Георгиевского креста. Получила три медали за отвагу и смелость. Была расстреляна большевиками. Сходство судеб двух женщин, оказавшихся в очень непростых «предлагаемых обстоятельствах», шло рука об руку со сходством визуальным (да что там?) — характерным. Обеим — Бочкарёвой и Ароновой — приходилось в жизни становиться настоящими бойцами. Только одной приходилось умирать на фронтах Первой мировой, а второй — на съёмочных, театральных, антрепризных площадках и подмостках. В борьбе за право пробиться со вторых и малозаметных ролей на главные, и, наконец, в борьбе за простое женское счастье. Его Мария Аронова обрела в браке с Евгением Фоминым, от которого в 2004 году родила дочь Серафиму. Фильм «Батальонъ», являющийся одной из ключевых вех в творческой биографии актрисы, получил немало наград на всероссийских и международных фестивалях — «Золотой орёл», «Созвездие», «Быстрый лев», «Ника», «Portsmouth International Film Festival» и многих других. В абсолютном большинстве случаев приз «За лучшую женскую роль» жюри присуждало Марии Ароновой, которая провела свою героиню через уникальную арку характера – от непрошибаемой бабы-командирши, предпочитающей держать вчерашних девчонок «в чёрном теле», до женщины, матери, готовой умирать за каждую из них в реалиях Первой мировой. В это трудно поверить, но Аронова, добившаяся в жизни всего, никогда не мечтала перебраться в столицу. Актриса нередко подчёркивала, что не видит себя нигде, кроме Долгопрудного. Там, в её «родовом гнезде», где были поставлены первые детские спектакли, живёт со своей семьёй её сын Владислав, также ставший актёром Вахтанговского театра и подаривший матери радость быть бабушкой. Сама Мария Аронова — хозяйка таунхауса в Долгопрудном, дома в любимом городе, где сбылись все её мечты. Интернет-издание «Русская планета» поздравляет Марию Валерьевну Аронову с Днём рождения, желая здоровья, долголетия и новых творческих свершений.

Тёмные коридоры Марии Ароновой
© Русская Планета