Сергей Юрский – неистовый в искусстве и в жизни
Он был до мозга костей пропитан театром, играл взахлеб сначала в Ленинграде, потом в Москве, придумав себе необычный псевдоним (по другой версии – получил псевдоним "в наследство" от отца, дворянина, ставшего артистом) писал удивительные пьесы, ставил их, увлекая своим замыслами единомышленников, снимался в кино, находя в своих героях черты, которые теперь вошли в плоть и кровь нашего народа. Он ушел из жизни год с небольшим назад (8 февраля 2019 года). И эта рана не зарастает не только в сердцах самых близких ему людей, но и всех, кто видел его на сцене и на экране. Тем не менее, сегодня его юбилей. Поэтому не будем печалиться, а возблагодарим Создателя за то, что нам посчастливилось жить в одно время с Сергеем Юрским. Уверен: в нашей стране нет человека, который бы не знал, кто такой Сергей Юрский. Надеюсь, что и наши потомки сохранят память о нем благодаря телевидению, кино, радиозаписям и его потрясающим книгам. И он, безусловно, в истории нашего искусства всегда будет стоять в одном ряду с такими колоссами, как Станиславский, Качалов, Лавров, Ефремов, Луспекаев, Папанов, Миронов, Бурков, Евстигнеев, Высоцкий (рад был бы назвать всех великих, но не позволяют рамки заметки). Сергей Юрский. Фото: Википедия. Позволю себе напомнить важнейшие вехи биографии нашего героя. Родился Юрский в Ленинграде в артистической семье, но учиться пошел на юридический факультет Ленинградского университета. (Допускаю "крамольную" мысль, что, окончив его, он мог бы стать не менее блистательным адвокатом). В конце концов, Юрский все же окончил ЛГИТМИК – Ленинградский институт театра, музыки и кино. Больше двадцати лет играл в Большом драматическом театре им. М. Горького в Ленинграде, где сыграл поистине блистательные роли в спектаклях Г.А. Товстоногова и своих. Среди них – Чацкий, Тузенбах, Илико, Эзоп, король Генрих IY, Дион, Мольер, Фарятьев и даже профессор Полежаев! В 1979 году он переехал в столицу и стал актером и режиссером Театра им. Моссовета. В 1992 году организовал в Москве "Артель артистов Сергея Юрского". Поставленный им в этой артели современный вариант "Игроков" Н.В. Гоголя с Евстигнеевым, Калягиным, Филатовым, Хазановым, etc. театралы вспоминают до сих пор с ностальгией. 16 лет назад он эпатировал театральную общественность Москвы спектаклем "Вечерний звон. Ужин с товарищем Сталиным" по пьесе Иона Друцэ в Театре "Школа современной пьесы", в котором сам же сыграл лучшего друга всех артистов. Юрский отнюдь не играл "дьявола во плоти", его герой был мягок, мудр и философичен. Но, при этом, он завораживал, как удав, который гипнотизирует кролика. Автор этих строк, встретившись с артистом после спектакля, глядя ему в глаза, испытывал что-то похожее на оторопь… Однако только театральной режиссурой Юрский не ограничился. Он снял довольно странную, необычную для нашего кинематографа картину "Чернов/Chernov" по собственному сценарию. Но и этого ему было мало: Юрский стал автором нескольких книг, в том числе – "Как держать паузу", "Жест", сборник рассказов и повестей "Содержимое ящика", поэтических сборников, книг мемуаров "Западный экспресс", "Игра в жизнь". Последняя книга писателя-актера называется "Практические облака". Ему хватало времени и сил на поэтические спектакли, с которыми он объехал чуть ли не весь белый свет. Боюсь кого-то обидеть, но мне кажется, что так, как Юрский читал Пушкина и, прежде всего, "Евгения Онегина", не читал больше никто! Юрский у каждого свой. Коллаж автора. Его бросало от театра абсурда (никогда не забыть его спектакль "Стулья" по пьесе Эжена Ионеско, сыгранный вместе с супругой – дивной актрисой Натальей Теняковой) до абсурда человеческой жизни, которая прошла в общественном туалете (был и такой спектакль в МХТ им. А.П. Чехова). Юрского волновала человеческая сущность "вечного импровизатора" Бендера и пушкинского Импровизатора из "Египетских ночей". Впрочем, как бы банально это ни прозвучало, Юрский у каждого свой. Кто-то вспомнит его забавного трагикомического неандертальца из фильма "Человек ниоткуда", снятого Эльдаром Рязановым почти 60 лет назад. Для других он останется лучшим Бендером всех времен и народов. (Даже Александр Калягин признался, что после Юрского сыграть Остапа Ибрагимовича невозможно!) Третьи справедливо назовут Юрского настоящим клоуном (в самом высоком смысле слова) и эксцентриком. И пожалеют тех, кто не видел его режиссерскую работу - спектакль Театра им. Моссовета "Правда - хорошо, а счастье лучше", в котором он грандиозно сыграл роль Силы Ерофеича Грознова, а его партнершей стала гениальная Фаина Раневская. (На сайте sergeyyrsky.memorial можно услышать аудиозапись этого великолепного спектакля). На той же сцене Сергей Юрский сыграл роль страшного Фомы Опискина в одноименном спектакле, поставленном Павлом Хомским по повести Ф.М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Признаюсь: этот в полном смысле слова потрясающий спектакль я до сих пор вспоминаю с содроганием… Ну а в "народной энциклопедии кино" Юрский навсегда останется в роли непоседы и выдумщика дяди Мити из фильма Владимира Меньшова "Любовь и голуби". Однако предвижу, что многие назовут еще не менее десятка своих любимых ролей Юрского и в театре, и в кино. Потому что это такая громадина, которую невозможно втиснуть в прокрустово ложе какого-либо одного жанра или даже направления в искусстве. Наверное, великий Артист был сам по себе и жанром, и направлением. Потому что был неповторим. Сергей Юрский и Наталья Тенякова в спектакле "Стулья". Фото: bestportret.narod.ru. Тому, кто не общался с ним близко, в том числе мне, трудно представить, каким был в жизни Сергей Юрский. Мне кажется, главные его черты - это неуемность и даже неистовость. Многие принимали эту неистовость за плохой характер. А он просто-напросто ненавидел глупцов, краснобаев и тех, кто мешал работать. Своим темпераментом и даже внешним обликом он очень напоминал вечного экспериментатора и "задиру" Всеволода Мейерхольда. Кстати, Юрский однажды даже сыграл роль великого реформатора сцены в одном необычном телепроекте. Юрский был резок в оценках людей и политических ситуаций. Он никогда не плыл по течению. Сам говорил об этом так: "…даже когда были шансы, я старался удалиться от того, чтобы большой толпой идти весело и, тем более, тесниться. Когда модно было быть шестидесятниками, я потихоньку вышел из шестидесятников. Когда модно было быть очень русским, меня числили евреем. Когда модно стало быть евреем, я русский. Так же и с остальными вещами. Петербуржец я по рождению, то есть ленинградец. А теперь, видите ли, модно быть именно петербуржцем. То есть те, кому не более 10-ти лет. Это они петербуржцы. Или те, кому более 80-ти. Я ни то, и ни другое. Я даже член "Клуба московских петербуржцев", даже награжден хорошим красивым знаком за заслуги перед моим городом. Все это симпатично, но непрерывная принадлежность к какой бы то ни было постоянно действующей группе, ее утверждение... ну, как-то у меня не получается. Я всегда петербуржец, но я давно уже москвич", - говорил Юрский в интервью радио "Свобода". Сергея Юрьевича всегда поддерживала его чудная семья: жена – блистательная актриса Наталья Тенякова, умевшая остудить горячность супруга в жизни, но помогавшая ему во всех творческих проектах. Не берусь лезть в личные дела, но мне казалось, что на протяжении 50 лет супружества между ними всегда сохранялась такая редкая штука, как любовь и восхищение друг другом. Династию Юрских-Теняковых продолжила очаровательная и талантливая, обладающая редким шармом Дарья Юрская, прочно завоевавшая свое место в МХТ им. А.П. Чехова. Она стала виновницей того, что Сергей Юрьевич оказался счастливым дедом. Сергей Юрский с семьей. Фото: tailytales.ru У нас с высоких трибун часто можно услышать слова о национальном самосознании и духовных скрепах. Возьму на себя смелость утверждать, что Сергей Юрский был одним из столпов нашего самосознания и национальной гордости. Поэтому сейчас без него так тоскливо и одиноко…