Войти в почту

Помогает государство, платят телеканалы: как сегодня зарабатывают на кино и сериалах в России?

Насколько велик медиарынок в России Производители кино и сериалов представляют собой значительную часть медиарынка, который сам по себе весьма объемный. Например, в 2018 году объем российской индустрии развлечений и медиа составил 21,7 миллиарда долларов (и вырос на 10% по сравнению с предыдущим годом). В мировом масштабе это все равно только 1,1%, однако в прошлом году уже были видны первые подвижки – Netflix приобрел права на один из российских сериалов. По итогам 2019 года ожидался рост этого рынка до 23,6 миллиардов долларов, и более половины из этой суммы в перспективе будет происходить из интернет-сегмента. Из общей суммы примерно треть (7,4 миллиарда долларов) приходится на рекламу. При этом рынок телевизионной рекламы (а именно за счет нее оплачивается производство большого количества контента) за первые полгода 2019-го сократился на 19%. В целом рынок рекламы в медиа вырос за полгода всего на 3%, и причинами были проблемы в экономике России. Однако в 2020 году изменения будут гораздо более серьезными: с одной стороны, реальные доходы россиян при долларе по 80 рублей продолжат падать. С другой – вынужденная изоляция большого числа людей на период карантинных мероприятий из-за коронавируса приведет к росту потребления контента (причем и телевизионного, и онлайн-контента). Правда, уже было объявлено, что основные игроки рынка онлайн-кинотеатров ввели бесплатный доступ на ближайшие недели, из-за чего недополучат сотни миллионов рублей. Кроме того, рынок вряд ли будет расти из-за отмены крупных мероприятий – в частности, «Евровидения-2020», а также есть серьезные сомнения в том, что Олимпийские игры пройдут по установленному графику. При всем этом российский медиарынок должен развиваться, и государство пока не объявляло о сокращении поддержки кинопроизводства. Сколько зарабатывают от телетрансляций и кинопоказа В 2019 году в России достаточно неплохо развивался рынок кинопроката – удалось обогнать даже Францию по числу посещений кинотеатров (более 200 миллионов билетов за 2 года). Кинопрокатчики заработали на сборах больше 55 миллиардов рублей – во многом за счет большого количества громких премьер в течение года. Но это еще далеко не весь кинорынок России. Как говорит генеральный директор Spring Media Илья Исаев, кроме сборов с продажи билетов, кинопроизводители имеют возможность получать поддержку от государства, а также есть возможность сотрудничества с телеканалами: Источники финансирования кино и сериалов сильно отличаются. Кинопроизводители имеют возможность получить государственное финансирование Минкульта или Фонда кино – до 40 миллионов рублей. Бывают возвратные, бывают невозвратные субсидии. Но получают финансирование как правило одни и те же студии и продюсеры, у кого налажены хорошие связи «в верхах». Далее есть возможность партнерства с телеканалами – Первый, Россия-1, СТС активно вкладываются в кинопроизводство, чтобы получить права на премьерный и дальнейшие показы на ТВ. Но это касается фильмов из категории «топ». У мелких студий, начинающих продюсеров и режиссеров без имени такой возможности нет. Ну, и разумеется, частью бюджета могут быть частные инвестиции с расчетом на то, что они вернутся с продажи билетов. Выручка с проката – история сложно прогнозируемая и зависит от множества факторов (время выхода на экраны, конкуренты в прокате, промокампания фильма, ну и качество ленты, разумеется). Вряд ли кто-то из экспертов до премьеры мог предсказать феноменальный успех «Холопа» и провал «Вторжения», но этот кейс заставил сильно задуматься продюсеров о том, какое кино нужно российскому зрителю. Илья Исаев, продюсер, генеральный директор Spring Media. Учитывая меры, которые сейчас предпринимаются для профилактики коронавируса в России (например, разрешено присутствие в кинозале не более 50 зрителей), рынок рискует недосчитаться выручки по итогам года. Так, «Объединенная российская киносеть» предпочла закрыть 22 кинотеатра из 78, а сеть «Каро» закрывает несколько кинотеатров в Москве. Отдельная история – сериалы. Некоторое время назад в одном из СМИ был опубликован (а вскоре удален) материал о том, как на самом деле работает производство сериалов. Так, оказалось, что средняя стоимость съемки одной серии не лучшего дневного сценария начинается от 12 миллионов рублей. Деньги серьезные, поэтому вопрос окупаемости стоит более, чем серьезно. Илья Исаев рассказывает, что сейчас совсем плохие сериалы снимать уже не получится – времена меняются: Что касается сериалов, то тут несколько иначе. В начале телеканал дает средства производителю на съемку пилотной серии. Студия часто добавляет свои средства с расчетом на дальнейший возврат при заключении контракта на сезон. Решение о производстве сезона принимается на основании результатов фокус группы, которая смотрит пилот. Далее считается производственный бюджет и согласовывается с каналом стоимость серии, в которую скрыто закладывается и прибыль продакшена. Уровень сериала на выходе сильно зависит от жадности продюсера – сколько он пустит на производство, а сколько оставит себе в качестве прибыли. Несколько лет назад, когда конкуренция на рынке была не такой высокой как сегодня, можно было спокойно годами делать низкого качества сериалы и жить безбедно. Сегодня с таким подходом тебя затопчут конкуренты и окажешься никому не нужным. Илья Исаев, продюсер, генеральный директор Spring Media. Также в вопросы кинопроизводства вмешивается политика – если раньше была неплохая возможность продавать права на Украину, то сейчас по политическим причинам этот рынок закрыт, – говорит Илья Исаев. Другой рынок найти сложно, тот же Казахстан, по словам эксперта, платит несоизмеримо меньше. Онлайн-кинотеатры – будущее? Онлайн-сервисы дистрибуции контента сейчас считаются едва ли не единственным способом вывести российский медиарынок из кризиса. Правда, в России приучить людей платить за фильмы и сериалы было непросто. Так, существует несколько моделей распространения – заработок на рекламе (платить за просмотр не нужно), модель подписки, модель аренды контента, модель приобретения контента. Пока более популярной остается AVoD (Advertising Video on Demand) – модель, когда пользователь не платит за просмотр, но начинает расти и сегмент SVoD (Subscription Video on Demand) – распространения контента по подписке. Именно подписную модель сейчас используют основные участники российского рынка онлайн-кинотеатров. Как говорит Илья Исаев, распространение получают и другие способы монетизации контента: несколько показов по ТВ с последующим сохранением прав за производителем: Сейчас, с бурным развитием интернет-платформ, появилась возможность привлечения и их в качестве партнеров, что значительно повышает уровень производимого сериального контента. Серьезную часть бюджета фильма могут составить права на сериал, но это очень сильно зависит от того, как ты договоришься с каналом об их распределении. Три показа каналу, а остальное производителю считается неплохим вариантом, но каналу, разумеется, интересно забрать все «с потрохами». Илья Исаев, продюсер, генеральный директор Spring Media. Пока оценить эффективность подписной модели в России весьма сложно – в активной борьбе за зрителей сервисы готовы вводить особые условия (вроде подписки на 1-2 месяца за 1 рубль), что искажает статистику.

Помогает государство, платят телеканалы: как сегодня зарабатывают на кино и сериалах в России?
© Банки Сегодня