Министерство культуры рекомендует российским кинотеатрам закрыться с 23 марта. Соответствующий приказ подписан министром Ольгой Любимовой и уже доведен до властей регионов. Распространение коронавируса уже нанесло ощутимый удар по кинотеатрам из-за запрета властей Москвы на одновременное нахождение в зале не более 50 зрителей. Кроме того, часть кинопремьер, запланированных на март и апрель, была перенесена на более поздние даты или на неопределенный срок. Ассоциация владельцев кинотеатров назвала закрытие кинотеатров лучшим решением для бизнеса, поскольку в ближайшее время показывать будет нечего. В таких форс-мажорных случаях кинотеатры получают льготы, в частности, могут не платить за аренду помещения или техобслуживание оборудования, говорит директор по рекламе в «Бюллетене кинопрокатчика» Александр Голубчиков. Александр Голубчиков гендиректор компании «Настоящее кино», директор по рекламе в «Бюллетене кинопрокатчика» «Для частников эти рекомендации не более чем просто воззвание глашатая на площади, к сожалению. Если бы в областях, в которых расположены кинотеатры, был объявлен карантин, в этом случае кинотеатры закрылись бы, и закрылись бы с большим удовольствием, потому что поток зрителей в кинотеатры падает, и это заметно — падение сборов за уик-энд почти 65% относительно прошлого года. Это существенное падение. Большим дистрибьюторам можно было бы выпускать в эти дни и какие-то побывавшие уже в кинопрокате фильмы из недавнего, что, возможно, недобрало какую-то кассу. Но зритель не идет, а жечь лампы ради двух-трех человек на сеансе кинотеатрам категорически невыгодно, надо еще зарплату сотрудникам платить. Но, к сожалению, без такого решения властей — не рекомендации, а именно запрета на работу — кинотеатры вынуждены работать и терпеть убытки на всем, включая и зарплаты, и аренду, и обслуживание, и персонал. Если кинотеатр не работает, ему не нужно платить аренду, обслуживать проекционное оборудование, менять лампы, платить зарплаты сотрудникам, поскольку форс-мажор. Или платить, отпускать сотрудников на удаленную работу с формальными выплатами зарплаты. Но в перспективе это, конечно, повлечет за собой сокращение работающего персонала, потому что из кинотеатров работники уйдут, и придется потом, когда история начнет восстанавливаться, нанимать новых сотрудников, и, скорее всего, уже за большую заработную плату, потому что рынок будет восстанавливаться, и всем захочется больше денег». Сеть кинотеатров «Каро» уже временно приостановила работу нескольких кинотеатров в Москве и области. Такое решение в компании объяснили заботой о безопасности зрителей. Деньги за проданные билеты в «Каро» вернут. По подсчетам экспертов, к началу уик-энда аудитория всех российских кинотеатров снизилась на 43% по сравнению с прошлой неделей. Портал kinobusiness.com сообщил 21 марта, что пятничная выручка российских кинотеатров стала худшей с декабря 2012 года. Суммарные сборы по России в пятницу, 20 марта, составили всего лишь 44 млн рублей. Тем не менее даже в этих случаях ждать поддержки от государства вряд ли стоит, считает генеральный директор кинопрокатной компании «Кинологистика» Анатолий Сергеев. — Можно представить, какие гигантские вложения сделаны в рекламу этих релизов. Эти деньги просто растворяются в воздухе, никто их не будет возвращать. Зарплаты, аренда. Никто не хочет растерять команду, потерять здание, в котором работаешь, офис, доставку материалов, непосредственно связанных с фильмом, полиграфию, напечатанные материалы, которые уже с датой. Соответственно, колоссальные проблемы для всех нас, и никто их решать, помогать нам, я так понимаю, от государства не собирается. Мы к этому привыкли и не ждем никакой помощи. — Если бы не было рекомендации закрыть кинотеатры на карантин, мировые премьеры перенесены, кинотеатрам было бы что показывать? — Конечно. Заполнить репертуар картинами, которые уже были в прокате. Безусловно, не все зрители видели эти картины и могли бы их посмотреть. С другой стороны, когда из всех средств массовой информации доносится информация о том, что нужно ограничить выход куда-то на улицу, в какие-то заведения и так далее, изолироваться, то не удивительно, что количество зрителей будет сокращаться автоматически. Ранее Минкульт ввел аналогичные меры в отношении подведомственных учреждений: музеев, театров, филармоний и цирков. Некоторые театры, оперы и музеи уже ушли на карантин, но не перестали работать — теперь они устраивают онлайн-трансляции для всех, кто сидит дома. Московский театр «Практика» первым в отрасли показал премьеру спектакля в онлайн-режиме на платформе «Яндекс.Эфир». Речь идет о пьесе британского драматурга Ника Пэйна «Созвездие». Это серия коротких диалогов, создающих коллаж из вариаций: что было бы, если бы одна ситуация развивалась по-разному? Обозреватель Business FM Александра Сидорова посмотрела спектакль дома и рассказала о реакции зрителей в Сети. «Если в театре «Практика», в этом камерном зале, где должны были играть этот спектакль, всего 87 мест, то вчера вместе со мной онлайн-трансляцию смотрело около 14 тысяч зрителей. Вживую спектакль сыграют после карантина, если все будет хорошо, то через месяц, в 20-х числах. Постановка, на мой взгляд, очень сильная, это психологический спектакль про любовь, про жизнь, про смерть. В какой-то момент даже про болезнь. И самое любопытное, наверное, для онлайн-трансляции особенно выигрышная история — актеры повторяют и переговаривают большинство своих диалогов и монологов. Они проигрывают все возможные сценарии своей истории любви. За этим было очень любопытно наблюдать, так же как и любопытно было наблюдать за чатом зрителей, который был под видеотрансляцией. Многие из зрителей были, судя по всему, из регионов, они впервые вообще видели спектакль театра «Практика». Прямо-таки благодарили обстоятельства за возможность увидеть эту постановку онлайн и за то, что это можно сделать бесплатно. В эфир можно было кидать виртуальные эмодзи: это были маски, букеты и даже помидоры. Но вот помидоры в актеров из трансляции не кидали. В конце трансляции некоторые зрители даже писали, что аплодировали стоя. На офлайн-премьеру, которая состоится предварительно в конце апреля, еще много билетов, от 2 тысяч до 6 тысяч рублей. Но пока их, судя по сайту, не очень активно покупают. Видимо, люди переживают, что «живую» премьеру могут перенести». В ближайшее время запланировано много онлайн-премьер спектаклей. В частности, Театр на Таганке в режиме реального времени покажет премьеру Дениса Азарова «Снегурочка».