Опера: премии для лучших
Событием года назван спектакль " Три сестры " в Екатеринбурге, с музыкой современного композитора Петера Этвёша. Постановку в театре " Урал Опера Балет " осуществили дирижер Оливер фон Дохнаньи и знаменитый европейский режиссер Кристофер Олден. Действие в трех актах уральского спектакля происходит в разные исторические времена. Это многозначное современное прочтение чеховской пьесы, где отсутствие буквализма и усиление символического начала лишь усиливает проникновение в суть. Фото: acexpert.ru Спектаклем года (оригинальная постановка) назвали " Поругание Лукреции " Бриттена, продукцию московского театра " Новая Опера " . Дирижер Ян Латам-Кёниг работал совместно с режиссером Екатериной Одеговой. Отклики на спектакль говорят о высоком психологизме игры и тонкой проработке захватывающей музыкальной драматургии, а некоторые рецензенты думают, что " ничего более тонкого, хрупкого, многозначного, деликатного и красивого, чем " Поругание Лукреции " , на московской оперной сцене сейчас нет " . Спектакль года/совместная постановка по версии жюри - " Похождения повесы " Стравинского в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (копродукция театра с фестивалем в Экс-ан-Провансе). Фото: kudago.com Удача родилась в кооперации усилий дирижера Тимура Зангиева и известного режиссера Саймона Макберни. О постановке, темой которой стали рефлексии людей иного времени - Стравинского и режиссера - на старинные английские " морализирующие " гравюры восемнадцатого века, критики писали: " Макбёрни создал спектакль, в котором всё время восхищаешься упругой четкостью мизансцен. Ни единой лишней детали, ни одной длинноты " . Фото: kudago.com Предсказуемым, но оттого не менее правильным представляется решение наградить – в номинации " Европейское событие " - " Сказку о царе Салтане " Римского - Корсакова в постановке Дмитрия Чернякова с дирижером Аленом Альтиноглу. Черняков, как он не раз говорил, стремится знакомить европейскую публику с малоизвестной ей русской музыкой. И невозможно не восхищаться работой певца Богдана Волкова, с ювелирной точностью спевшего и сыгравшего совсем необычного Гвидона. Спектакль Театра Ла Монне в Брюсселе (душераздирающая и очень убедительная история про мальчика - аутиста) в эти дни доступен для просмотра. Специальная премия жюри отдана спектаклю московского Музыкального театра - мировой премьере оперы " Влюбленный дьявол " современного российского композитора Александра Вустина. Дирижером премьеры был Владимир Юровский, режиссер оперы - победительницы — Александр Титель. До этого партитура Вустина пролежала в столе автора тридцать лет, а писалась в течение пятнадцати лет. Додекафонная музыка как нельзя лучше подошла к мистической истории о нечистой силе, решенной как смесь триллера и детектива. Резюмируя итоги голосования, автор идеи и вдохновитель премии, музыкальный критик и историк Михаил Мугинштейн отметил: "Для российского оперного процесса интересна и важна победа произведений, где классика середины XX века (оперы Бриттена и Стравинского) отражается в зеркале его конца (опусы Этвёша и Вустина) ". Певицей года стала российская звезда мировой оперы Екатерина Губанова, на сценах ведущих оперных домов Европы успешно спевшая вагнеровских героинь Венеру, Брангену и Фрику. а также принцессу Эболи и Аиду в операх Верди. Певец года – петербуржец Евгений Никитин, тоже преуспевший в нескольких партиях, как в России (Вотан, "Кольцо нибелунга" Вагнера, Мариинский театр) так и в прославленном театре Нью-Йорка (Гюнтер, "Кольцо нибелунга", Метрополитен-опера; Клингзор, "Парсифаль" Вагнера, там же; Скарпья, "Тоска" Пуччини, там же ). Фото: timeout.ru Тут важен сам факт, что российские певцы одинаково успешно выступают в операх принципиально разного музыкального и вокального характера, получая восторженные рецензии. Да и спеть сложнейшего Вагнера так, что его особый стиль не только полностью соблюден, но и чреват художественными открытиями, дорогого стоит. Солистка Мариинского театра Елена Стихина победила в номинации "Взлет", покорив жюри как Медея на Зальцбургском фестивале, Ярославна ("Князь Игорь" Бородина) в парижской Опера Бастий, Мими ("Богема" Пуччини в родном театре и в той же Опера Бастий), пуччиниевская Мадам Баттерфляй в Амстердаме и вердиевская Аида в Женеве. Молодую певицу именно в прошлом году стали активно приглашать в разные театры Европы, ее карьера действительно на взлете, и жюри не могло этого не отметить. Лучшей зарубежной певицей названа Марлис Петерсен, певцом - Кристофер Мальтман. Выбрать лауреатов среди многих прекрасных мировых солистов непросто: тут, что называется, глаза разбегаются. Нынешние победители лидируют "как выдающиеся интерпретаторы мифологических, знаковых персонажей (Саломея, Эдип) на крупнейших фестивалях в Мюнхене и Зальцбурге". Церемония награждения и гала-концерт лауреатов Casta Diva (в том числе лауреатов прошлых лет и почетных гостей) намечена , как всегда, на октябрь.