Театральные зарплаты: почему актерам грех жаловаться

Сегодня – Всемирный день театра актеры отмечают со слезами на глазах. Из-за карантина они лишились заработка, зрителей, и кто знает, быть может, профессии? «Злые языки» говорят, что русский репертуарный театр, экономически и морально подорванный эпидемией, уже вряд ли сохранится в его нынешнем виде. Я работала в трех театрах России: МХАТ имени Горького, театр «Школа Драматического Искусства» и театр «Москоцерта» «Комикс», и поняла, что актеры – самые бесправные создания, ранимые, как дети, правда, нередко «сукины дети» (так назвал свой фильм актер и режиссер ). Актеры любят не только славу, но и деньги, и редко кому удается без потерь пройти через «огонь, воду и медные трубы».
Театральные зарплаты: почему актерам грех жаловаться
Фото: Экспресс газетаЭкспресс газета
Сколько получают артисты
Самые большие заработки у артистов «Ленкома», «Мастерской Петра Фоменко», МХТ имени Чехова (при новом худруке они снизились), Московском театре . В месяц средний артист получал 100 – 150 тысяч рублей. В государственных театрах, а в нашей стране все – государственные, оклад артиста складывается из небольшого базового оклада, надбавок за категорию, звание, стаж и гонорара за спектакль. Между прочим, каждая репетиция тоже оплачивается. Премии зависят от отношений актера и руководителя театра.
Во МХАТе имени Горького за спектакль артист получал 30-40 тысяч рублей (приглашенный артист - – 100 тысяч за один спектакль «Сцены из супружеской жизни»), а в - 70 тысяч за спектакль «Парикмахерша». Артистов в провинции эти цифры шокировать, потому что заслуженный артист в областном театре за весь месяц зарабатывает 30 тысяч рублей. Для известных, медийных артистов театр, скорее, - отдушина, оттачивание мастерства, дом, семья, стабильность, а кино, тв, теперь и Инстаграм – деньги. Тем не менее, все артисты держатся за свое место в театре, бьются за роли и по-прежнему идут на все ловкости, чтобы получить роль.
Опыт показывает, что тот, кто был фаворитом при одном худруке, остается фаворитом, и при новом. Актриса МХТ имени Чехова , имея дружественные отношения с , умудряется при всех худруках быть востребованной. Правда, , с его непростым характером, как был аутсайдером в МХТ при Олег Табакове, так и остался при Сергее Женоваче. Хабенский играет в МХТ всего один спектакль «Парфюмер». Зато фаворит бывшего худрука МХАТ имени Горького , получая раньше 300 тысяч рублей, так лихо проявил себя при новом худруке , что не только не потерял в деньгах, но и преумножил доходы и привилегии.
В Москве есть ряд очень приличных театров, в которых актеры играют хорошо и много, но получают весьма скромно. Один из них – Школа Драматического Искусства на Сретенке. Актер этого театра получает 35 тысяч – максимум 50 тысяч, и даже руководитель Мастерской – 40 тысяч рублей. Один артист этого театр – прекрасный артист, рассказал мне о том, что «основной доход он получает не в театре, а за рекламу». Все крутятся как белки в колесе и конкурируют друг с другом.
Хорошие гонорары платят в антрепризных спектаклях, особенно у продюсера . Все лучшие артисты играют в компании Робермана. Актриса Татьяна Васильевна очень хорошо зарабатывает в антрепризе. – тоже не жалуется. Звезды за антрепризный спектакль у серьезного продюсера получают по 150 – 200 тысяч рублей за спектакль.
Что касается оклада художественных руководителей театров и директоров, то самые высокие опять же в МХТ имени Чехова, в театре Табакова, в Мастерской , и в Ленкоме. Да, и в театре имени Вахтангова. Оклад худрука театра имени Вахтангова – 440 тысяч рублей в месяц.
В День театра хочется пожелать нашим замечательным артистам благополучия, удачи и, конечно, здоровья!
18+