Войти в почту

Театральные зарплаты: почему актерам грех жаловаться

Сегодня – Всемирный день театра актеры отмечают со слезами на глазах. Из-за карантина они лишились заработка, зрителей, и кто знает, быть может, профессии? «Злые языки» говорят, что русский репертуарный театр, экономически и морально подорванный эпидемией, уже вряд ли сохранится в его нынешнем виде. Я работала в трех театрах России: МХАТ имени Горького, театр «Школа Драматического Искусства» и театр «Москоцерта» «Комикс», и поняла, что актеры – самые бесправные создания, ранимые, как дети, правда, нередко «сукины дети» (так назвал свой фильм актер и режиссер Леонид Филатов). Актеры любят не только славу, но и деньги, и редко кому удается без потерь пройти через «огонь, воду и медные трубы». Сколько получают артисты Самые большие заработки у артистов «Ленкома», «Мастерской Петра Фоменко», МХТ имени Чехова (при новом худруке Сергее Женоваче они снизились), Московском театре Олега Табакова. В месяц средний артист получал 100 – 150 тысяч рублей. В государственных театрах, а в нашей стране все – государственные, оклад артиста складывается из небольшого базового оклада, надбавок за категорию, звание, стаж и гонорара за спектакль. Между прочим, каждая репетиция тоже оплачивается. Премии зависят от отношений актера и руководителя театра. Во МХАТе имени Горького за спектакль артист получал 30-40 тысяч рублей (приглашенный артист - Александр Домогаров – 100 тысяч за один спектакль «Сцены из супружеской жизни»), а в Инга Оболдина - 70 тысяч за спектакль «Парикмахерша». Артистов в провинции эти цифры шокировать, потому что заслуженный артист в областном театре за весь месяц зарабатывает 30 тысяч рублей. Для известных, медийных артистов театр, скорее, - отдушина, оттачивание мастерства, дом, семья, стабильность, а кино, тв, теперь и Инстаграм – деньги. Тем не менее, все артисты держатся за свое место в театре, бьются за роли и по-прежнему идут на все ловкости, чтобы получить роль. Опыт показывает, что тот, кто был фаворитом при одном худруке, остается фаворитом, и при новом. Актриса МХТ имени Чехова Ирина Мирошниченко, имея дружественные отношения с Никитой Михалковым, умудряется при всех худруках быть востребованной. Правда, Константин Хабенский, с его непростым характером, как был аутсайдером в МХТ при Олег Табакове, так и остался при Сергее Женоваче. Хабенский играет в МХТ всего один спектакль «Парфюмер». Зато фаворит бывшего худрука МХАТ имени Горького Татьяны Дорониной Валентин Клементьев, получая раньше 300 тысяч рублей, так лихо проявил себя при новом худруке Эдуарде Боякове, что не только не потерял в деньгах, но и преумножил доходы и привилегии. В Москве есть ряд очень приличных театров, в которых актеры играют хорошо и много, но получают весьма скромно. Один из них – Школа Драматического Искусства на Сретенке. Актер этого театра получает 35 тысяч – максимум 50 тысяч, и даже руководитель Мастерской – 40 тысяч рублей. Один артист этого театр – прекрасный артист, рассказал мне о том, что «основной доход он получает не в театре, а за рекламу». Все крутятся как белки в колесе и конкурируют друг с другом. Хорошие гонорары платят в антрепризных спектаклях, особенно у продюсера Леонида Робермана. Все лучшие артисты играют в компании Робермана. Актриса Татьяна Васильевна очень хорошо зарабатывает в антрепризе. Мария Аронова – тоже не жалуется. Звезды за антрепризный спектакль у серьезного продюсера получают по 150 – 200 тысяч рублей за спектакль. Что касается оклада художественных руководителей театров и директоров, то самые высокие опять же в МХТ имени Чехова, в театре Табакова, в Мастерской Петра Фоменко, и в Ленкоме. Да, и в театре имени Вахтангова. Оклад худрука театра имени Вахтангова – 440 тысяч рублей в месяц. В День театра хочется пожелать нашим замечательным артистам благополучия, удачи и, конечно, здоровья!

Театральные зарплаты: почему актерам грех жаловаться
© Экспресс газета