Молодой самарский художник — о творческом объединении, признании среди старшего поколения и докфильме о местном совриске
Антон POEHALI — молодой самарский художник, дизайнер, перформер. В свои 19 он сделал выставки в крупных городах России и за пределами страны, основал бренд и мечтает открыть креативное пространство в Самаре. Strelka Mag поговорил с Антоном о реакции на его работы, волне молодого совриска в Самаре и новом документальном фильме. О творческом подходе Я с детства занимался искусством: танцами, например, с пяти-шести лет. А рисовать начал ещё раньше. В 2014 году окончил художественную школу. Сейчас учусь на факультете дизайна в СамГТУ. Помимо живописи, занимаюсь дизайном одежды. В последнее время пробую себя и в других формах: инсталляции, скульптуре и видеоарте. Мои картины довольно мрачные, и в медиа их быстро окрестили неоготикой. Возможно, людям проще воспринимать нечто новое через штампы. Но меня не сильно волнуют эти определения. Первые мои картины были чистым выражением моих внутренних переживаний, исследованием себя. В тот период я сделал серию экспрессивных абстракций — написал её пальцами. И ещё работы, которые вошли в мою первую выставку «Людские страхи». Год назад, уже после второй выставки, пришла какая-то осознанность в работе. Тогда я стал разрабатывать свою палитру красок и уделять больше внимания фактуре. Стал уходить от простого выплёскивания эмоций на холст к попыткам вызвать похожее состояние у зрителя. Тогда я как раз работал над картиной «Светлое будущее». На ней впервые попробовал выжигание. Мне хотелось, чтобы люди, которые её увидят, могли почувствовать каждый мазок краски и каждую выжженную часть картины. Эта работа, как и некоторые другие, сделана на базе старой картины. POEHALI, «Светлое будущее» Эксперименты с выброшенными полотнами — важный момент. Я нахожу их на помойках, у бабушек своих друзей. Приношу домой, подготавливаю и обдумываю, как переделать. После подготовки эскиза прорисовываю отдельные места маслом или акрилом, а затем приступаю к фактуре и выжиганию. На заднюю стенку одной картины я прикрепил пакет с краской и стал проделывать дырки в холсте. Краска выливалась, и получался прекрасный эффект. Как дизайнер я часто работаю с винтажной одеждой, расписываю её. О первой выставке и признании шестнадцатилетнего художника Когда три года назад у меня накопилось более 20 картин, я стал задумываться, где бы их выставить. Тогда я не знал никого из культурных институций в Самаре, но вспомнил про один арт-кластер. В то время он изменил название на «Дом 77», а в руководство пришли молодые специалисты. Команда откликнулась на моё предложение и бесплатно предоставила помещение, о котором я и мечтать не мог. В подготовке выставки мне помогли друзья. Мы не ожидали большого ажиотажа, но на открытие пришли 200 человек — это было настоящей победой. Наверное, то, как меня видят люди, не совсем стыкуется с моим стилем. Помню, на первой выставке ко мне подходили гости и удивлялись: «У вас слишком добрые глаза, чтобы писать такое». «Побег из ада» Я сталкивался с непониманием не только из-за картин, но и из-за возраста. В прошлом году неудачно пробовался в самарский Союз художников. На заседании комиссии рассказал о своих успехах: сколько выставок провёл, сколько получил наград. Члены комиссии жутко разозлились, а одна женщина стала кричать, что я бога не уважаю с такими-то сюжетами. Некоторые всё же меня поддерживают: приглашают к участию в своих проектах, в городских фестивалях типа «ВолгаФеста». Куратор Музея модерна Илья Саморуков вывез мои работы в Мюнхен в 2018 году. Их показали на выставке самарских художников в галерее FLORIDA. А в 2019-м я поехал в Москву, и мы сдружились с галереей Find Out (уже несуществующей. — Прим.). О бренде POEHALI и объединении художников Работа художника «Женщины» Летом 2016 года вместе с другом мы придумали бренд «Поехали!». В ту пору меня увлекала космическая тема, и мы хотели делать одежду с собственными принтами и дизайном. Идея сошла на нет, а я заинтересовался другими вопросами — внутренним миром человека, изображением пограничных состояний, страхов. Развивать POEHALI в соцсетях начал со страницы во «ВКонтакте». Я никогда не покупал посты, но на меня обратили внимание в 2017 году после публикации первой серии моих работ. Спустя полгода в группе было больше тысячи человек. Уже после первой выставки появилось много материалов в СМИ, и меня стали приглашать на местные телеканалы, аудитория выросла. Сейчас я выпускаю одежду и эксклюзивный мерч. POEHALI нашёл свою аудиторию в интернете. В этом прелесть сети: можно делать что угодно, и это понравится людям. Думаю, если найдётся хотя бы десять людей, которые тебя оценят, наверняка найдётся ещё столько же — и далее по нарастающей. Некоторые институции сегодня теряют смысл, учитывая, что есть более свободное пространство — интернет. Моя аудитория в большинстве своём молодая. В основном это самарцы, москвичи, но не только. Например, я отправлял мерч POEHALI в Америку. В январе 2019 года мы с другом, вдохновившись комьюнити YUNGRUSSIA, решили создать своё объединение, с которым могли бы делать то, чего по одному воплотить не удавалось. Так и появился «Интернат», объединивший людей с совершенно разными взглядами, техниками, мыслями под одной крышей. Больше полугода мы арендуем мастерскую в творческом кластере «Дом 77». Там мы часто собираемся, рисуем, обсуждаем планы, проводим совместные выставки и делаем электронные вечеринки. Это место стало своего рода клубом. Туда мы приводим друзей, знакомим всех со своим творчеством. Но сейчас мы фактически съехали, так как помещение стало непригодным для работы, и ищем новую мастерскую. Всё потому, что мы не воспринимаем это как работу, по крайней мере пока. Мы финансируем себя сами, многие проекты существуют на некоммерческой основе. В том числе фильм о молодом самарском искусстве, который мы сейчас снимаем. На мероприятиях стараемся выставлять цены за материалы и работу, но далеко не всегда это получается. Небольшие заработки от вечеринок и продажи мерча частично покрывают расходы, но обычно не больше пятнадцати процентов. Каждый из «Интерната» учится и работает. Я зарабатываю в основном на дизайне, Катя (Раёк. — Прим.) расписывает стаканчики в кофейне — рисует на них портреты людей. О документальном фильме о самарском искусстве Идея снять фильм о самарском совриске возникла в начале лета 2019 года. Тогда здесь стало появляться много молодых художников. Конечно, они были и раньше — возможно, следуя моему примеру, начали выходить из тени. Есть ощущение, что в Самаре сейчас происходит что-то особенное, и это необходимо зафиксировать для будущего поколения. Ребята устраивают выставки в 16–17 лет, создают объединения, у которых иногда возникают конфликты. Фильм называется «Моё поколение». В документальном формате герои рассказывают о своём обычном дне и описывают, чем занимаются. А ещё гуляют по Самаре и показывают значимые для них места. POEHALI x Огонёк, «Расстрел» Мы постарались выбрать самых важных для самарской культуры ребят. Среди них не только художники, но и молодые музыканты, дизайнеры и татуировщики. Например, Огонёк, который делает аксессуары ручной работы, шапки, балаклавы и бьёт татуировки. Художник Герасим Герасимов работает с разными техниками: от холстовой живописи до цифровых коллажей, экспериментирует с жостовской росписью. Ещё LPC (Кирилл Ляписин) — у него свой бренд одежды Luxury Painting Collection. Кирилл наносит принты фломастерами на ткань вручную. Сейчас готово около половины фильма, будем продолжать работу после карантина. О жизни в Самаре Самара. Фото: Владимир Заплетин / istock Сегодня искусство в Самаре становится модным. Настолько, что ни одно мероприятие не обходится без молодого художника. Например, я делал перформанс «Смерть» на открытии бара ДК «Союз» и расписывал одежду на фестивале Volokna. Самару я очень люблю, мне нравится здесь жить и работать. Каждый раз, когда возвращаюсь из крупных городов, на душе — радость. Это одна сторона, но для художника здесь, конечно, масса минусов. В городе не так много выставочных пространств, и далеко не все готовы показывать работы молодых авторов. Остальные площадки становятся избитыми. Не хватает таких мест, как «Хлебозавод» или «Флакон». Хочется открыть галерею самому, чтобы выставлять там совриск и помогать молодым ребятам. Один наш куратор сказал, что я уже достиг потолка здесь. Наверное, стоит двигаться дальше, в Москву. А лучше в Европу — в Италию. Об искусстве на карантине До всей этой ситуации мы с «Интернатом» собирались проехаться по крупным городам России. Успели открыть выставку в Казани 13 марта. Когда вернулись в Самару, в России объявили карантин. POEHALI, 30 Days Poster Challenge Мы уже видим, как искусство уходит в онлайн. Для зрителя пока это не равноценный опыт, но формат интересный. Мы тоже попробовали: «Штаб», где мы открыли выставку, перешёл в онлайн-режим и предложил нам записать короткие ролики о себе и своём творчестве. Сейчас я не выхожу из дома совершенно. Запустил 30 Days Poster Challenge — каждый день выбираю слово и делаю на него постер. В планах у «Интерната» — Екатеринбург, Питер и Москва. А ещё я проведу свою сольную выставку осенью. Фотографии: Арина Еникеева