Группа «Ундервуд» – о космосе, психиатрии и Скарлетт Йоханссон
Они давали концерты на крыше поликлиники и выходили на связь с космосом. Сегодня компанию Алексею Кортневу в музыкальному купе составит самый психологически устойчивый и здоровый коллектив на отечественной рок-сцене – группа «Ундервуд»! Станция Гагаринская Алексей Кортнев: Мы прибыли на станцию Гагаринская. Это первый выстреливший хит, который снес все вокруг себя. Как появилась песня «Гагарин, я Вас любила!»? Максим Кучеренко: Есть такое поверье: раньше все смотрели телевизор, поэтому песни происходили из него. Высоцкий курил, смотрел телевизор, а потом выдыхал и писал песню. Вдохновляешься хорошими программами, документальными фильмами. Одним из таких фильмов стала лента о Звездном городке – «Гагарин, я Вас любила». Алексей Кортнев: Наткнулся на очень интересную историю, где вам какой-то дядька сказал, что в честь вашей группы назвал сына… Максим Кучеренко: Да. К нам на Open Air подошел огромный мужик с татуировкой Гагарина на плече и говорит: «Ребзя, я в честь вашей группы сына назвал». Я спрашиваю: «Да? И как?». Он отвечает: «Юра». Алексей Кортнев: Чтобы завершить пребывание на этой станции, давайте вспомним, что вам довелось общаться с космосом не так давно. Владимир Ткаченко: Да, совершенно верно. Мы общались с космосом на последнем «Нашествии», это было удивительно. Дело в том, что с песней «Гагарин, я Вас любила» у нас началось знакомство с небом, космосом и вообще со всей этой летной тематикой. После этой песни появился еще ряд песен, которые посвящены этой романтической и нежной субстанции – космосу. Оказалось, что мы настолько сильно развили эту тему, что в шоу «Своя игра» был вопрос: «У какой рок-группы больше всего песен о летчиках и космосе?». Так вот, на последнем «Нашествии» мы общались в прямом эфире с МКС, мы мило поговорили с космонавтом, спросили какая у него любимая песня про космос. Оказалось, что «Земля в иллюминаторе». Станция Симферополь Алексей Кортнев: Ночной экспресс прибывает на станцию Симферополь, где вы встретились, подружились и начали работать вместе. Вы в одном вузе учились? Владимир Ткаченко: Совершенно верно. Это Крымский медицинский институт. Алексей Кортнев: Владимир, вы получили специальность «анестезиология-реаниматология», а Вы, Максим, психиатр. Практиковали? Владимир Ткаченко: Три года. Максим Кучеренко: Я работал в психиатрической больнице, у меня были разные должности. Начинал я работать в острых отделениях, потом в поликлиническом отделении, потом у меня была должность «главный суицидолог». Я уезжал достаточно востребованным и известным доктором. Алексей Кортнев: Мне Владимир говорил когда-то, что на песню «Истребитель №0» вдохновил кто-то из твоих пациентов… Максим Кучеренко: Да, я получил открытку от одного из больных. После проклятий в адрес врачей-палачей там стояла подпись: «Лауреат Пулитцеровской и Нобелевской премии, автор сборника стихов «Истребитель №0». Я тотчас же рассказал об этом Владимиру, а он уже развил это до масштабов песни. Алексей Кортнев: А «следи за ее левой рукой»? Максим Кучеренко: Эта была фраза, произнесенная на тренинге одного из моих учителей. Он так сказал, потому что надо было оценить какую-то линию поведения: дама говорила одно, а рука ее двигалась так, как будто бы она еще что-то хотела сказать. Поэтому он сказал: «Следи за ее левой рукой, потому что там правда». Алексей Кортнев: А «Скарлетт Йоханссон едет в Херсон» – это как придумали? Владимир Ткаченко: Родилась идея написать песню, в которой происходит утечка умов из провинции в Голливуд. В это же время происходит обратный процесс – суперзвезда направляется в глубочайшую провинцию, в мой родной город Херсон. Получилось, что фамилия хорошо рифмуется с названием города. Станция Москва Алексей Кортнев: Вы же оставили медицинскую карьеру для того, чтобы «пуститься в пляс». Как это произошло? Владимир Ткаченко: Дело в том, что группа к тому моменту закончила свое существование. Все занимались медициной. Но периодически собирались в Симферополе два раза в год, поигрывали на каких-то сейшенах. При этом, мы успели записать альбом в 1998 году в Севастополе. Процесс написания песен продолжался неудержимо. Мы наконец-то накопили такой пул, с которым надо было что-то делать. Поэтому я взял отпуск и «пустился в пляс». Сначала в Петербурге, потом в Москве. И тут нашел Олега Нестерова. Алексей Кортнев: Олег Нестеров – лидер московской группы «Мегаполис» и очень известный музыкальный продюсер. Максим Кучеренко: Москва меня сильно покорила, особенно, освещенная подсветкой Тверская улица. И как раз Нестеров провез нас по ней на своем «Мерседесе»... Владимир Ткаченко: Нестеров, когда возил нас на своем «Мерседесе», сказал как бы невзначай, что он этот «Мерседес» выиграл в какой-то телепередаче у главного каскадера России. Алексей Кортнев: Вы периодически возвращаетесь в Крым и даже сняли там клип на песню «Платье в горошек». Я его видел неоднократно, и был сражен идеей пригласить Таню Друбич. Владимир Ткаченко: Сначала был приглашен режиссер Андрей Томашевский и наш близкий друг, с которым мы общаемся уже долгие годы. Это им пришла идея снимать в Крыму желтый троллейбус. Я же предложил позвать Татьяну Друбич. Алексей Кортнев: Таня Друбич ведь тоже врач... Максим Кучеренко: Да, в честь нашей творческой совместной работы она подарила нам тарелку Ленинградского фарфорового завода с надписью «Ундервуд». Станция Гоа Алексей Кортнев: Итак, ночной экспресс впервые за свою историю прибывает на остров Гоа. Как вас туда занесло и в честь чего? Максим Кучеренко: В декабре у нас был день рождения группы и мы там оказались... Владимир Ткаченко: ...и там же был снят клип. Мы особо не напрягались, поскольку местная природа и пейзажи сами по себе удивительны и хороши. Не нужно сочинять никаких сценариев, нужно просто постараться быть самим собой. Мы катались на мопедах и в результате получился клип «Йога и алкоголь». Алексей Кортнев: Увлеклись ли вы йогой? Владимир Ткаченко: Йогой мы увлеклись задолго до Гоа. Я порядка семи-восьми лет практиковал йогу. Максим Кучеренко: А у меня началось с того, что я видел на набережной Ялты, когда с отцом приезжали отдыхать, как папа делает какие-то странные фигуры. Это были 70-ые годы, оказалось, что папа еще на рубеже 60-ых годов познакомился с чуваком в Днепропетровском институте и они вместе стали заниматься йогой по книжке. Алексей Кортнев: Был как-то случай, что ты на сцене стоял на голове, а к ногам были прикреплены петарды... Максим Кучеренко: Я до этого нашел специальную обувь, высчитал время горения петарды. Но, к сожалению, как это бывает, я не додержал баланс до того момента, когда петарды должны потухнуть. Я упал, они продолжали гореть и, спасибо нашему технику, он успел залить водой эти горящие петарды и всех спасти. Станция Коктебель Алексей Кортнев: Этому месту посвящали стихи самые разные люди, но наиболее он известен благодаря Максимилиану Волошину. Сейчас там проходит «Волошинский литературный фестиваль» и вы стали его лауреатами. Владимир Ткаченко: Да, за вклад в искусство. Максим Кучеренко: Если точно, то за вклад в поэзию в музыке. Алексей Кортнев: То есть ваша не прикладная, а теоретическая поэзия там не рассматривалась? Владимир Ткаченко: Рассматривалась, безусловно, мы и песни пели, и стихи читали. Алексей Кортнев: Вы продолжаете писать стихи, которые не становятся песнями? Владимир Ткаченко: Да, конечно, мы скоро выпускаем четвертый поэтический сборник. Алексей Кортнев: Вы стали членами Союза писателей? Максим Кучеренко: Так случилось, что да, но я постоянно себя виню. У меня чувство литературного стыда, потому что, к сожалению, мы не принимаем активного участия в процессе. Алексей Кортнев: Не случайно у нас сейчас крутится разговор около писательства, ведь «Ундервуд» – это название печатной машинки. Почему выбрали именно его? Владимир Ткаченко: Все очень просто – у нас было одновременно пять или шесть названий для группы, например, «Коня потерять», «Кишка тонка», «От бедра», «Обед нагишом». Но дело в том, что тогда вышел суперпопулярный трехтомник Довлатова, и там его дневниковая запись называлась «Соло на ундервуде». И мы с Максимом решили назвать группу так.