В эпоху самоизоляции мы все немножко "Дау"
Режиссер Илья Хржановский планирует в ближайшие дни выложить все части своего скандального и монументального проекта «Дау» в свободный доступ в интернете. Проект обретёт дополнительный интерес не только с учетом отказа Минкульта выдать прокатное удостоверение всем сериям кинопроекта (из-за «пропаганды порнографии»). Но и с учетом изменившегося мира: замкнутое пространство было главным условием реалити-шоу Ильи Хржановского, а изучение психологии человека в этом пространстве – главной целью. Немаловажно и то, что у многих россиян теперь гораздо больше времени на погружение в этот местами реалистичный, местами псевдореалистичный мир. Не исключено, что теперь они будут узнавать в героях не абстрактных подопытных кроликов, которых поместили в странные и необычные условия. Теперь точно так же камеру можно поставить в собственной квартире и изучать самого себя и окружающих в изменившихся реалиях изоляции. Все эти бродящие по сети видеоприколы «5-й день карантина», «16-й день карантина» со сходящими в четырёх стенах людьми и животными получают серьёзную альтернативу с совершенно противоположным посылом. Ценность «Дау» в том, что это было снято задолго до глобальной эпидемии, и тогда можно было оперировать такими пространствами как научный институт или даже целый город. Тянет ли проект режиссёра на серьёзное исследование психологии человека в замкнутой системе, мы увидим уже очень скоро. Почти нет сомнений в том, что кто-то будет в восторге, а кто-то сморщится и, отплёвываясь, поставит жесткий дизлайк. Ольга Романова: в "Дау" показан ужас России – сначала изнасилуют, потом дадут срок Илья Хржановский // Фото: Global Look Press Еще одним интересом Ильи Хржановского была природа тоталитаризма. И здесь снова возможны параллели с тем, что мы видим за окном, сидя на карантине. И в Западной Европе, и в России активно обсуждается ситуация, когда власти принимают жесткие меры, недопустимые в обычной обстановке, в том числе меры по слежению за гражданами. Будет чрезвычайно интересно посмотреть, чем расставленные по Москве камеры «умного города», с помощью которых власть может следить за передвижениями горожан, отличаются от камер режиссера, следивших за жизнью актеров и других участников его проекта в замкнутом пространстве. Повсеместно закрытые границы, введенный в отдельных странах комендантский час, жесткие ограничения на выход из помещений, тоже возвращают нас к реализованному уже проекту Хржановского. Изменились ли разве что причины: контроль не ради власти, а всё-таки ради снижения последствий эпидемии. QR-коды: московские власти получают инструменты слежения за каждым из нас Запреты Минкульта, углядевшего «пропаганду порнографии», здесь уходят на второй план. Они вообще будут всё чаще уходить на второй план, потому что культурные события теперь царствуют в онлайне, а в интернете ограничений пока гораздо меньше: секс, мат, алкоголь, курение – всё это регулируется другими институциями и, как правило, мягче. В этом смысле от проекта Ильи Хржановского не стоит ждать целомудренной гармонии. Скорее жёсткой и местами гипертрофированной правды жизни. Режиссер сообщил «Собеседнику», что о дате выхода «Дау» в интернете он объявит в четверг, 16 апреля.