По закону закулисных джунглей. Культура занялась выживанием

Рассказываем, как сейчас пытаются выжить киносети, театры и музыкальный бизнес. Главный принцип — каждый сам за себя. Эксперты пугают, что после снятия запрета на массовые мероприятия в России могут не открыться от 20 до 90% кинотеатров. В киноиндустрии, шоубизнесе и театре самыми уязвимыми оказались коммерческие проекты, не связанные с государством. Но за помощью к премьер-министру сейчас побежали даже те, кто чувствует себя относительно сносно. У киносетей проблемы такие же, как и у всего российского бизнеса: государство не спешит с поддержкой. Владельцы наших кинотеатров завидуют коллегам из ЕС, которым пришла помощь, и готовятся к худшему. Минкульт предпринимает какие-то действия: например, пытается перераспределить деньги, которые планировалось выделить на кинофестивали, на поддержку производства. Но у ведомства вряд ли есть большое пространство для маневра, да и многолетнее противостояние с киносетями за право влиять на репертуар дает о себе знать. И в кино, и в театрах чуть увереннее могут чувствовать себя все, кто так или иначе связан с государством. Ведущие московские театры уже заявляют о том, что сумеют не снижать зарплаты своим сотрудникам благодаря субсидиям и «подушке», которую накопили за «тучное время». – Зарплату за март мы выплатили всем людям вовремя и полностью, – сказал «Собеседнику» директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. – Хотя с 17 марта, то есть полмесяца, театр фактически уже не работал. Мне приятно, что многие наши сотрудники написали мне: «Спасибо театру, спасибо вам, потому что материальная поддержка действительно важна в эти трудные минуты». А дальше – я надеюсь, что помощь от правительства будет. Во всяком случае, с нас уже затребовали данные об отмененных спектаклях, о том, сколько мы потеряли, и о расходах, которые театр всегда оплачивал из заработанных средств. Но, конечно, нужно подумать и о тех людях, кто не служит в государственных театрах. Им сегодня труднее, чем нам. "Вахтанговец" Кирилл Крок: Зритель в театр вернётся не скоро Один из самых известных негосударственных театров России – екатеринбургский «Коляда-театр» – остался без денег и трубит о помощи. «Мне жутко неловко. Но – такая вот ситуация. 65 человек в театре без зарплаты», – написал худрук Николай Коляда и попросил всех неравнодушных о финансовой помощи. Власти помогать тем, кто все эти годы обходился без их помощи, не спешат. Тысячи актеров (а также музыкантов, хореографов, танцовщиков, операторов) подписали петицию к правительству о поддержке оказавшихся за бортом людей искусства. Петиции, впрочем, летят наверх одна за одной, и некоторые просто решили воспользоваться этим потоком и мутноватой водичкой, чтобы заработать себе «бонусы». Например, структуры, промышляющие вокруг шоубизнеса. Концертный бизнес, к которому государство тоже не имело отношения (за исключением классики, да и то не всей), полностью парализован. Музыканты живут на заработанное на прежних концертах, в том числе на корпоративах. Востребованные топовые артисты могут себе позволить безбедно существовать довольно долгое время, а «середнячки» уже начинают заметно нервничать. Александр Иванов из группы «Рондо» опубликовал на днях эмоциональный пост: «Ни одна сука не заикнулась, как людям и на что жить до 30 апреля» и вдрызг разругался с поэтом Александром Вулых, который его на эту тему пытался подколоть. Позже музыкант публикацию удалил и поэта из друзей тоже. На этом нервном фоне Российский музыкальный союз (РМС) написал премьер-министру письмо с просьбой снизить налоговое и страховое бремя для организаций, занимающихся сбором авторских отчислений. Притом что эти организации-посредники продолжают свою деятельность, по-прежнему получая роялти, например, от музыкальных радиостанций. Письмо оформлено красивыми фразами о пострадавшей индустрии развлечений и подписано такими авторитетными членами РМС, как Юрий Башмет и Эдуард Артемьев. Артемьев и Башмет просят правительство помочь Киркорову и Меладзе? Между тем в музыкальной индустрии, помимо страдальцев-«середнячков» и технического персонала, есть, например, промоутеры, организовывавшие гастроли топ-артистов в России. Некоторые из них работали в кредит: брали деньги, чтобы рассчитаться по гонорару, технике, концертной площадке, потом собирали кассу и рассчитывались с кредиторами. Эти люди сейчас не просто на нуле, а в глубоком минусе. Но у них нет возможности написать красивую петицию Мишустину: ни благородной борьбой с пиратством, ни заботой о несчастных поэтах-песенниках не прикроешься. На быстрый выход из штопора масскульт рассчитывает все меньше. Мало разрешить людям ходить в кино, в театры и на концерты: нужно время, чтобы публика перестала бояться и забыла о пресловутом «безопасном расстоянии» – полтора и тем более три метра друг от друга. Меньше всего оптимизма у киношников. Худрук театра «МодернЪ» Юрий Грымов вполне убедителен, когда говорит, что онлайн-спектакли театр никогда не заменят, зато народ окончательно привыкнет смотреть кино, не выходя из дома. Фильм – штука очень дорогая, и если все приучатся качать пиратские копии, лежа на диване, это может привести к параличу индустрии. "Чем мне платить за еду и ипотеку?": актеры просят директоров театров о помощи Константин Баканов, Алиса Кравец * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №13-2020 под заголовком «COVID, деньги, два ствола».

По закону закулисных джунглей. Культура занялась выживанием
© ИД "Собеседник"