Онлайн-фестивали и репетиции по интернету: как театры осваивают новые формы взаимодействия со зрителем
После объявления режима самоизоляции театры ушли в онлайн. Артисты не видят зрителей, но продолжают общаться с ними. Как именно — узнала корреспондент «Вечерней Москвы». Театр делится теплом В середине апреля театр «Современник» отметил день рождения в 64-й раз. Традиционный общий сбор труппы провели в онлайн-формате. Без дела артисты не сидят: в виртуальном пространстве они создали большой проект под названием «Снова Оттепель. Поэзия времени» — более ста видеозаписей выступлений, которые сделали актеры в режиме самоизоляции. — Наш театр начинает свою новую жизнь, — обратился к зрителям в соцсети художественный руководитель Виктор Рыжаков. — После драматического ухода Галины Борисовны Волчек, которая 48 лет руководила театром, и после всех трагических событий, которые разворачиваются сегодня в мире, театр «Современник» возвращается к поэзии времени. В ожидании живых встреч со зрителями театр продолжает выпускать в сети проект «Доктор Чехов», в котором артисты читают рассказы Антона Павловича. Не только спектакли, но и репетиционный процесс перешел в онлайн: актеры и режиссер работают над постановками в режиме видеоконференции. Когда режим самоизоляции закончится, в «Современнике» представят две премьеры — «Собрание сочинений» по Евгению Гришковцу и «Девочка Надя, чего тебе надо?» Геннадия Шпаликова. Созидаем вместе В «Сатириконе» до объявления режима самоизоляции работали над спектаклем «Близкие друзья» по повести Евгения Водолазкина и постановкой по пьесе «Плутни Скапена» Жан-Батиста Мольера. Последняя уже дошла до репетиций многолюдных сцен, до этапа работы с реквизитом и в пространстве, что невозможно делать дистанционно. Зато постановку «Близких друзей» артисты продолжают разбирать в сети. Художественный руководитель театра Константин Райкин работает над своим моноспектаклем для большой сцены «Сказка о царе Салтане», который планирует представить и в интернете. Зрителям Райкин покажет более чем получасовую запись в домашнем исполнении на основе произведения Александра Сергеевича Пушкина. Также театр запустил проект «Московские окна», где артисты исполняют любимые произведения из дома, а зрители могут комментировать эти выступления в социальных сетях. Продолжается и танцевальный марафон #Танцывирус с фрагментами из спектаклей и программ театра. Открытый диалог Московский театр «Практика» представил зрителям онлайн-премьеру «Созвездия» по пьесе Ника Пейна. У театра нет постоянной труппы, в нем выступают приглашенные артисты и коллективы. Но и тут работа не остановилась. Художественный руководитель Марина Брусникина дистанционно готовит постановку «Поле» по тексту Чингиза Айтматова. В сети запустили программу «Практика карантина» с целым набором рубрик, в которых знакомят зрителей с командой театра, выкладывают рекомендации книг и фильмов, информацию о премьерах, ведут беседы с творческими деятелями. Здесь также показывают спектакли в записи, после чего ждут вопросов и зрительской реакции, чтобы на следующий день обсудить все в прямом эфире. Также тут проходят видеочитки современной драматургии и романа «След в след» Владимира Шарова. Обратная связь А вот в Театре на Таганке запланированную онлайн-премьеру спектакля «Снегурочка» пришлось перенести, чтобы не подвергать риску участвующих в ней пожилых артистов. В сети здесь также проводят онлайн-трансляции некоторых спектаклей — недавней постановки «Ле Тартюф. Комедия» и часто гастролирующей «Чайка 73458». Трансляцию «Тартюфа» посмотрели более пятидесяти тысяч пользователей. — Мы выбрали только те спектакли, которые, на наш взгляд, подходят для просмотра на экране ноутбука или плазмы и которые сняты на 3–6 камер, с разных планов и ракурсов, — поясняет директор Театра на Таганке Ирина Апексимова. — Мы буквально покадрово выстраивали партитуры наших трансляций. В соцсетях театр ведет проект «Театр на Таганке дома», в котором артисты проводят со зрителями практически целый день. Они отвечают на предварительно заданные вопросы, репетируют роли, делятся способами проведения досуга и впечатлениями от просмотренного и прочитанного в свободное время. Создать настроение Бурную онлайн-жизнь ведут и в Центральном академическом театре Российской армии. Там запустили проект «Театр у плиты», где артисты не только читают стихи или прозу, но еще и готовят еду. Есть и формат беседы: в эфире «Хочу спросить» встречаются два сотрудника театра и говорят о давно интересующем — один спрашивает, другой отвечает. Из-за режима самоизоляции театр отменил фестиваль «23 дня до Победы». Вместо этого до 8 мая артисты будут зачитывать пьесы о войне, транслируя все это на видеохостинге. — В этой непростой для многих психологической обстановке мы должны продолжать дарить хорошее настроение нашим зрителям, — говорит заместитель директора театра Милена Авимская. — Наша команда работает больше обычного и создает интересный и эксклюзивный контент. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон»: — Форматы работы со зрителем сейчас вынужденные, обедненные. Это все равно что путать гербарий с живым лесом. Любовь может происходить только при живом контакте. Театр — это вид искусства, который связан с обменом энергии, идущей со сцены и из зрительного зала. Театр невозможен без зрителей. Можно какое-то время двигаться по инерции, но если их долго нет, театр умирает. Мы ждем, когда все вернется к норме. Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»: — Жизнь, которая сейчас продолжается, она настоящая, очень интересная и активная. Меня захватывает то, что сейчас происходит, это изобилие творчества в непривычном формате. Это интересный, любопытный процесс, в котором мы сразу начали активно участвовать. Как это повлияет на будущее, пока непонятно, но интересно было бы узнать. Мне кажется, все, что сейчас происходит, очень сильно поменяет пространство. Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>> Читайте также: Театр на Таганке отметит день рождения в онлайн-формате