Войти в почту

Буктьюб: уже да или еще нет

РАЗДЕЛЫ - Книжные покупки (Book Haul) — видео, в котором автор канала рассказывает о тех книгах, которые он недавно купил. На первый план выходит личность блогера, а не обозреваемая литература. Хороший формат для рекламирования книг определенных издательств. - Книжные полки — формат видео, где ведущий рассказывает об одной из книжных полок, находящихся у него за спиной (книжный шкаф за спиной или нагромождение книг — частый атрибут фона для книгоблогера). Что интересно, каждая полка имеет свою собственную классификацию (книги для женщин/фэнтези-литература/книги по уходу за собой и т.д.). - Прочитанное — раздел, в котором буктьюбер рассказывает о недавно прочитанных книгах. Что примечательно, у некоторых блогеров, большая часть книг, которые показаны в разделе "книжные покупки" так и остаются непрочитанными. - Обзор произведений — рецензия-разбор прочитанной книги — важнейшая составляющая современного канала буктьюбера. У каждого автора свой подход к созданию таких обзоров: у одного видео длится 5-8 минут и в нем блогер дает краткую рецензию-впечатление о произведении, у другого — полный разбор на 30-50 минут: подчеркивание сильных и слабых сторон, более аналитический взгляд на текст; обсуждение сюжета/ персонажей/ проблематики/ стилистики. - И последний по списку, но не по значению — Топы — раздел, в котором автор предлагает зрителям списки произведений на определенную тематику: топ лучших книг 2019 года или топ 10 книг для создания весеннего настроения и проч. Кроме, собственно, видео о книгах на каналах книгоблогеров можно часто увидеть видео "по интересам": красота и здоровье, йога, настольные игры... Не одними книгами живы! ИМЕНА Для буктьюбера, как и любого блогера, важно уметь поставить себя в кадре и красиво выглядеть, иметь приемлемые навыки монтажа. Большую часть блогеров буктьюба составляют девушки, однако мы решили предложить вам равное количество интересных блогеров как с "мужской", так и с "женской" стороны. Так как авторов много, ограничимся шестью представителями. Канал "Redautumnbooks" Фото: helloblogger.ru Молодая девушка Оля расскажет вам о поп-фикшне и легкой классике. Хорошее качество картинки, умение ведущей держаться в кадре — неоспоримое достоинство канала. Также Ольга ведет еще один канал – о красоте. Канал "UncleShurik" Фото: megogo.ru Мужчина с хорошо поставленным голосом делает анти-разборы, в поле его чтения фантастика и немного классики. Примечательно, на этом канале отсутствует раздел book haul. Канал "bookspace" Фото: veisa.me Ведущая Аня подкупает своей непосредственностью. Интересует ее, в основном, жанр фэнтези. Как говорит сама Аня — к своим видео она не пишет сценарий, создавая лишь план, по которому будет работать, либо выпуская видео полностью на импровизации. Канал "Artifex" Фото: artifex.ru Канал не только о книгах, но об искусстве в целом. Раздел литературы ведет Николай Жаринов — главный редактор канала. Здесь вы не увидите рубрики прочитано-купленое-книжные полки, зато вам предложат интересный взгляд литературоведа на классические произведения. Канал "Читалочка/Полина Парс" Фото: livelib.ru Блог Полины Парс посвящен книжным и околокнижным темам, обзоры на произведения бывают достаточно резкими, но, в основном, по делу. Кроме как в буктьюбе, Полина пробует себя в качестве ведущей и занимается переводами. Канал "ЛитОбзор" Фото: vk.com Сергей делает большие (от 30 до 60 минут) обзоры на произведения, в которых досконально разбирает текст на предмет стилистических ошибок, мотивации персонажей и сюжетных ошибок. Критерии выбора разбираемого текста отсутствуют. Хорошая дикция, интересная подача материала. Пользуясь случаем, мы взяли небольшое интервью у автора канала. Сергей, скажи, тяжело ли совмещать ведение канала с основной деятельностью? Когда я работал в книжном магазине, то было тяжело - видео выпускал раз в две недели. Когда же ушел и начал заниматься видеомонтажом, то возможностей стало больше. В августе, когда канал вырос с пяти до двадцати тысяч подписчиков и начал давать доход, я решил уделять каналу все оставшееся свободное время. У тебя есть какая-либо система в выборе обозреваемых произведений? Вообще изначально не было: что прочитал, на то и делал обзоры. Если же по какой-то книге делали экранизацию, я старался выпускать обзор к книге незадолго до выхода фильма. Но сейчас я понимаю, что должен стабильно выпускать какие-то рубрики, например токсичный литобзор (обзор на плохое произведение). Такие обзоры нравятся людям: они самые яркие и интересные, все их смотрят. К примеру, токсичный обзор "Мятной сказки" собрал чуть больше ста пятидесяти тысяч просмотров. Кроме таких обзоров хочу начать каждый месяц выпускать обзор на всем известные книги, к примеру на "Сто лет одиночества" Маркеса и т.д. не только из-за того, что они всем известны, но и самому хочется их перечитать и переосмыслить. Две недели назад у тебя вышел обзор на произведение Гузели Яхиной "Зулейха открывает глаза". Расскажи, как проходил процесс создания этого видео. Для начала, я читаю книгу. Если рассматривать конкретно Зулейху, то у меня сложилось к ней двойственное отношение, а потому я решил прочитать статьи литературных критиков, отзывы и рецензии на произведение. Если отношение к книге складывается однозначное, то все намного проще. Когда формируется образ - пишу сценарий, снимаю, монтирую. Сценарий к Зулейхе писал долго, почти два дня. Съемка заняла часа два и монтаж какое-то время. В принципе, так делается обзор хорошей книги. Если делаю обзор на плохую книгу, то на написание сценария и монтаж уходит больше времени. Кроме того, параллельно с написанием сценария я делаю черновой вариант шуток, врезок и перебивок. Обычный обзор я сейчас делаю без всего этого. Если делаю не обзор, а другой формат видео, вроде тех же книжных покупок, то сценарий не пишу. Импровизационные видео тоже нужны, помогают поддерживать частоту выхода видео, ведь на литобзор уходит много времени. Как ты думаешь, может ли современный буктьюб составить конкуренцию литературоведам? Интересный вопрос, я думаю, что может, но не на данном уровне. Вообще, на данном уровне буктьюб слишком плох. Он лучше, чем был год назад, потому что тогда даже не было книжного блогера, у которого больше ста тысяч подписчиков, сейчас же таких уже трое, то есть популярность растет. На деле, большинство буктьюберов занимаются своим делом несерьезно. Множество каналов ведут девочки, целью которых является не создать крутой проект, который будет рассказывать о книгах, а найти друзей по интересам. Если посмотреть, то на YouTube есть 200-300 букблогеров, у которых до 10 тысяч подписчиков (притом эти каналы исправно ведутся). Отзывы на книгу такие же простые, как сочинение по литературе или как короткие отзывы на livelib. Аргументированной критики или хвалебности на буктьюбе мало. Однако буктьюб имеет перед литературоведами некоторое преимущество, так как вторые могут рассказать, по каким законам играет книга, что в книге хорошо, что плохо с точки зрения анализа текста, однако им тяжело передать свои эмоции. Ну а преимущество блогеров есть их же проблема, так как они, в основном, передают эмоции без аналитики. Но, я думаю, что появятся крутые блогеры, которые будут давать и эмоцию и аналитику, я сам к этому стремлюсь. Кого бы ты мог посоветовать из современных букблогеров? Сложно кого-то советовать, потому что часто есть претензии ко вкусу человека, а ,как известно, на вкус и цвет товарищей нет. Из больших блогеров каналы UncleShurik, Аню bookspace и Юлю Волкодав. Из менее известных канал "Переулок контрастов" - хорошие парни, говорят о фантастике. Из совсем малоизвестных - Bookовски, Мария Каменская, PLAVAMAST, Fragile Cor и Культурный ПЗДЖ. Кстати, Культурный ПЗДЖ интересен тем, что ведущая Татьяна Соломатина - профессиональный писатель, обозревающий книги своих коллег. Каналу всего две недели, но он уже набирает популярность. ИТОГИ Современный буктьюб — интересное явление. Большинство каналов представляют собой нечто вроде читательского дневника, однако есть и более интересные проекты, имеющие научный подход. Вполне возможно, что через несколько лет буктьюб станет в литературной среде критиком "от народа", однако чтобы так произошло, блогерам нужно приложить немало усилий.

Буктьюб: уже да или еще нет
© Ревизор.ru