Войти в почту

Остановленные кадры: как пандемия заставила кинобизнес расширить спектр услуг

В список отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса, включили и демонстрацию кинофильмов, расширив раздел «Культура, организация досуга и развлечений». Теперь владельцы кинотеатров смогут претендовать на государственную поддержку. Но сперва компаниям нужно пережить период полной приостановки деятельности. Более того, даже после снятия ограничений киносети не сразу смогут вернуться к работе. — Когда кинотеатры начнут открываться, это не будет одномоментно, — объясняет председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. — Сначала станут снимать карантин. Затем, скорее всего, будут ограничения на массовые мероприятия. В каждом регионе — свои сроки. Все может растянуться на месяц или два. Когда достаточное количество кинотеатров откроется, продюсеры начнут планировать даты выпуска фильмов, и это еще затянется. Кинотеатры решат открываться ближе к датам премьер. Да и зрителей какое-то время придется убеждать, что ходить в кино — это здорово и уже безопасно. До этого пунктам показа фильмов предстоит расконсервация оборудования и помещений. Произойдет это только с возобновлением работы торговых центров и иных площадок. Чтобы избежать спорных вопросов в будущем, в Ассоциации владельцев кинотеатров предлагают коллегам подписать Декларацию принципов добросовестной конкуренции. Так, в ней есть пункт о том, чтобы не соглашаться на смену компании, работающей на площадке, даже если это предложит арендодатель. Но главным вопросом сейчас остается сохранение штата сотрудников кинотеатров. — Мы посчитали: на рынке кинопоказа работают примерно 35 тысяч человек, — рассказывает Олег Березин. — Деятельность остановилась полностью. Билеты не продают — никакого дохода нет. Нужно принимать решение. Сокращения приведут к тому, что компании растеряют людей, потом придется набирать и учить новый штат. Значит, сотрудников надо беречь... Эту непростую задачу в каждом кинотеатре решают по-своему. Так, в Москве сеть кинотеатров «КАРО» не только поддерживает активность в интернете — например, проводит флешмобы в социальных сетях и встречи с киноспециалистами в прямом эфире, но и осуществляет доставку продукции кинобара на дом. — В текущей ситуации мы стараемся сохранить контакт со зрителями и разрабатываем дополнительные сервисы. Мы запустили доставку попкорна, начос и другой продукции, — рассказала президент сети «КАРО» Ольга Зинякова. — Надеемся, что во время изоляции любимые закуски будут напоминать людям о посещении кинотеатра. Сеть кинотеатров «Мираж Синема» занялась доставкой еды. К работе там подключили собственных поваров. Также сотрудники собирают и оформляют заказы, популяризируют проект. Развозят еду профессиональные курьеры. — В текущей ситуации оборот доставки скромный и не может идти ни в какое сравнение с оборотом функционирующего кинотеатра, — поясняет руководитель департамента управления кинокомплексами сети «Мираж Синема» Кристина Кандакова. — Но для рентабельной работы нам достаточно 20 заказов в день на одну точку. Иной способ привлекать капитал нашла объединенная сеть «Синема Парк» и «Формула кино». Здесь зрителям предлагают купить «подарочную карту», которую в течение года можно будет обменять на билеты в кино, еду и напитки. А сеть «Москино», подведомственная столичному Департаменту культуры, сосредоточилась на работе в онлайн. Там ведут проект «Москино Дома», где предлагают зрителям киноподборки и лекции, встречи с критиками и режиссерами. Тем временем в регионах тоже предлагают необычные решения — киносеть «Люмен» подключила своих сотрудников к пошиву медицинских масок. Сейчас в этом проекте участвуют десять городов России. ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ В список наиболее пострадавших от коронавируса отраслей просят включить и кинопроизводство. А пока работа над этим вопросом ведется во властных структурах, кинематографисты активно обсуждают текущую ситуацию и думают про планы на будущее. Александр Акопов, продюсер, соучредитель компании COSMOS studio: — Объем денежного оборота индустрии не всегда соответствует ее реальной роли в обществе. Кинематография — небольшая индустрия, но она стране нужна. Нужно подумать не только о том, как поддерживать ее в кризисные времена, но и принципиально понимать, для чего она необходима. В этот период ставятся и стратегические вопросы, связанные с нашим бизнесом, например, о взаимоотношениях вещателей и производителей, а также поднимается ряд других тем, связанных с функционированием нашей индустрии. В кризис как раз есть время об этом поговорить. На бегу, в штатной ситуации, до этого руки не доходят, а теперь появилась возможность это обсуждать и принимать какие-то разумные решения. Леонид Верещагин, генеральный директор кинокомпании «Студия ТриТэ»: — Отрасль кинопроизводства понесла существенные потери. Очень важно, чтобы все понимали, что мы из этого положения выйдем, но, безусловно, потребуется поддержка. Кинопроизводители всех крупнейших компаний приостановили работу над какими-либо фильмами и запуск новых проектов. Сейчас как раз наступает сезон для съемок, но до конца года вряд ли что-то будет снято. В нынешней ситуации исключительно важна связка «кинопроизводитель — прокатчик — кинотеатры», необходимо единство во всей этой цепочке. Потому что если «полетит» одно из звеньев — это скажется на всех. Нужно единство всех, включая и федеральные органы власти, и Министерство культуры, и аппарат правительства, чтобы вместе потихонечку из этой проблемной ситуации выходить. И пока оно есть. Юлиана Слащева, генеральный директор Киностудии имени Максима Горького: — Все будет очень сильно зависеть от сроков — как долго это продлится. Если, как прогнозируют, снятие ограничений произойдет в августе, то уже в сентябре кинотеатры вернутся к обычной работе и мы будем иметь полные залы соскучившихся по кино людей. Думаю, что для зрителя вся эта история пройдет без особых потерь. Хотя неизбежен ущерб для кинокомпаний и киностудий. Мы уже сейчас многое теряем. Но хотя бы зритель сможет получить хорошее, качественное, в том числе российское кино. Верю, что нам будет что смотреть и в 2021 году. После такого долгого перерыва студии будут заниматься только съемками, но я не вижу в этом опасности. Ведь скопится много готовых фильмов, которые мы еще не посмотрели, будет закончено то, что сейчас в производстве, — накопится большой объем контента. Олег Иванов, директор Центра исследований культурной среды МГУ: — Мне кажется, сейчас вообще поменяются зрительские предпочтения и приоритеты. Надо портфель будущих кинопроектов пересмотреть, потому что скорее будет востребован образ обнадеживающего будущего, то, что вселяет какую-то надежду. В любом случае кинематограф зрителю помогал во все периоды развития страны и мира. И в этом плане понадобятся новые смыслы и форматы. Сейчас гигантскими темпами происходит смещение в сферу интернета и в цифровую среду. С точки зрения формы сейчас будет происходить борьба за привлечение внимания, что является вопросом не бюджета, а творческого поиска, который ведут очень многие, включая и крупные студии, и совсем небольшие, даже региональные. Там сейчас много творят и пытаются придумать новые форматы, возможно, такие молодые ребята и смогут найти свою волну. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Сергей Сельянов, председатель Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения: — Мы не теряем оптимизма, говорим себе: «Не в первый раз!» Уже переживали разного рода кризисы. Но, к сожалению, нужно сказать, что не все кинотеатры выйдут из этого пике. И не факт, что будет высокая посещаемость в связи с платежеспособным спросом, который и так снижался, а сейчас буквально прыгнул вниз. Какие-то страхи, возможно, будут сохраняться у аудитории, даже когда ситуация нормализуется. Кто-то все равно не будет ходить туда, где много людей. И репертуар сейчас пребывает в состоянии броуновского движения — не понятно, когда и какие картины будут выходить. Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>> Читайте также: Чем заняться дома: обзор сервисов на конец апреля

Остановленные кадры: как пандемия заставила кинобизнес расширить спектр услуг
© Вечерняя Москва