«Человек из Ламанчи». Вспоминаем легендарный спектакль Театра имени Маяковского
Постановке «Человек из Ламанчи», созданной в начале 1970-х Андреем Гончаровым, было суждено встать в один ряд с лучшими московскими спектаклями. Режиссер познакомил столичную публику с историей, показавшей Мигеля де Сервантеса с новой стороны, историей, которая в свое время прогремела на Бродвее. Приятным и очень мощным дополнением стали артисты, задействованные в спектакле — Александр Лазарев, Евгений Леонов, Татьяна Доронина. В ролях — настоящие звезды 1972 год. Режиссер Андрей Гончаров ставит на сцене Театра имени Маяковского спектакль по известной бродвейской постановке по мотивам «Дон Кихота». До него в СССР за этот материал никто не брался. На афишах появилось — едва ли не впервые в истории советского театра — слово «мюзикл». Проходя мимо театра, прохожие удивленно поднимали брови. Действие спектакля разворачивается в тюрьме где-то в Европе XVI века. Писатель Мигель де Сервантес, который вместе со своим слугой попал сюда за долги, пытается спасти от уничтожения рукопись «Дон Кихота». Чтобы отвлечь от своего произведения сокамерников, которые готовы его изорвать, он предлагает им игру. Он начинает разыгрывать перед ними сцены из жизни странноватого странствующего рыцаря, помешанного на древних сказаниях. Постепенно преступники включаются в действие, и история оживает на их глазах. Декорации к спектаклю были изготовлены самые простые: металлическая конструкция да грубая деревянная мебель. Финал, правда, был впечатляющий с точки зрения сценографии: на сцену опускалась решетка, через которую арестанты тянули руки к зрителям. Актерский состав — сплошь кинозвезды. Роль Сервантеса, превращающегося в Дон Кихота, исполнил заслуженный артист РСФСР Александр Лазарев, который за несколько лет до премьеры «Человека из Ламанчи» сыграл в фильмах «Еще раз про любовь» и «Цветы запоздалые». Андрей Гончаров позже говорил, что работа в «Человеке из Ламанчи» стала новой вершиной в актерской биографии Лазарева. Его персонаж покорил зрителей — он был одновременно смешным и прекрасным, сумасшедшим и благородным. Для Гончарова «Человек из Ламанчи» был историей о том, как сохраняет себя нормальный человек, попавший в безумные, невыносимые обстоятельства. Зрители это почувствовали. Герой, запертый в клетку, но не сломленный, стал воплощением настроений советских граждан, на глазах которых недавно закончилась оттепель. В красавицу Альдонсу, спасенную Дон Кихотом, перевоплотилась Татьяна Доронина, партнерша Лазарева по фильму «Еще раз про любовь». В роли слуги главного героя и Санчо Панса — Евгений Леонов, Доцент из «Джентльменов удачи», счастливчик Орешников из «Зигзага удачи» и незабываемый голос Винни-Пуха. К подбору артистов Гончаров подходил особенно тщательно. Он был убежден: в этой постановке способны сыграть только лучшие из лучших — те, кто обладает не только драматическим дарованием, но и умеет петь. На роль Альдонсы, например, пробовались больше десяти актрис, но окончательный выбор пал именно на Доронину с ее незаурядным талантом и сильным голосом. Новая жизнь Театра имени Маяковского Андрей Гончаров пришел в Маяковку в 1967-м, когда театр переживал довольно тяжелый период. Билеты продавались плохо, премьеры появлялись очень редко, а старые спектакли, засмотренные и выученные наизусть, уже мало кого интересовали. Гончаров, опытный и успешный, поработавший в ведущих театрах столицы, едва вступив в должность главного режиссера, занялся обновлением репертуара. Первым делом он поставил спектакль по «Двум товарищам» Владимира Войновича. Спектакль оказался острым, его быстро сняли, но успевшие его посмотреть заговорили о театре с интересом. Затем последовали спектакли по произведениям «Дети Ванюшина» Сергея Найденова, «Конец книги шестой» Ежи Брошкевича, «Мария» Афанасия Салынского, «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса и многим другим. «Человек из Ламанчи» стал седьмой по счету работой режиссера в этих стенах. Многие артисты говорили, что работать с ним было непросто. Зато интересно. К тому, что делает, он всегда относился ревностно и требовал того же от других. На репетициях мог повысить голос, чтобы напустить серьезности, но со зла — никогда. Кроме того, Андрей Александрович преподавал в ГИТИСе и свои педагогические таланты применял при работе с артистами труппы. Прежде всего, он призывал их мыслить более широко, когда они работают над персонажем. Кстати, именно он разработал и систему мастерских. У него учились Петр Фоменко, Сергей Голомазов, Владимир Андреев, Николай Сличенко, Евгений Каменькович, Константин Богомолов и многие другие. Легендарный мюзикл Бродвейский мюзикл, с которого начался «Человек из Ламанчи» Театра имени Маяковского, появился в середине 1960-х. Он стал настолько успешным, что в 1972 году его решили экранизировать. Главные роли в кино исполнили Питер О'Тул и Софи Лорен. Автор музыки к спектаклю — композитор Митч Ли, а стихов — Джо Дэрион. Созданная ими песня The Impossible Dream до сих пор входит в разнообразные топы. Либретто написал американский драматург Дейл Вассерман. Он всегда говорил, что его работа — это не адаптация «Дон Кихота», а совершенно другая история с использованием моментов биографии Сервантеса и отдельных отрывков из его произведения. В жизни Мигеля де Сервантеса действительно была тюрьма (и не единожды). В 1597 году он попал за решетку за растрату денег. Будучи должностным лицом на интендантской службе, он доверил деньги банкиру, а тот с ними сбежал. Отвечать за это пришлось Сервантесу. Во второй раз он попал в заключение через несколько лет, когда ему предъявили обвинение в денежных злоупотреблениях. А первый том романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был опубликован позже, только в 1604 году. Произведение об обнищавшем немолодом дворянине Алонсо Кихано, который взял себе другое имя и отправился на потеху всего мира воевать с ветряными мельницами, изначально было задумано всего лишь как пародия на рыцарские романы. Но, в конце концов, книга стала одной из самых популярных в мировой литературе.