Великая сила слова: 5 журналистских расследований, увековеченных в кино
Эдвард Марроу, «Доброй ночи и удачи» Эдвард Марроу был первым американским журналистом, который проводил прямые радиоэфиры из военного Лондона, придумал жанр столь популярного сегодня интервью со звездой и разглядел огромный потенциал телевидения, когда большинству оно казалось бестолковым изобретением. В 50-е годы, когда уже шла идеологическая война между США и СССР, он отказывался превращать свои программы в площадки для политической пропаганды. Кадр из «Доброй ночи и удачи» Фильм Джорджа Клуни фокусируется на ключевом моменте карьеры Марроу – его противостоянии с сенатором Маккарти. Тот был ярым антикоммунистом и был убежден, что американское правительство кишело коммунистами на всех уровнях власти. Именно он объявил охоту на агентов СССР, и этот период позже окрестили временем расцвета «маккартизма». Однако в своей борьбе сенатор не только позволял себе небрежное обращение с фактами, но и нарушал конституционные права граждан. Его политическая нечистоплотность спровоцировала Эдварда Марроу и его команду вывести Маккарти на чистую воду и использовать для этого его же высказывания. Джонатан Лэндей и Уоррен Штробель, «Опасное расследование» Наглядная демонстрация того, как сильно может разниться позиция правительства и глас народа. Когда администрация Буша заявляет, что лидер Ирака Саддам Хусейн не только обладает оружием массового поражения, но и сотрудничает с террористом Усамой бен Ладеном, два репортера из медиакомпании Knight Ridder сомневаются в достоверности информации, которой руководствуется высшая власть. Тогда они начинают собственное расследование, в ходе которого начинают подозревать, что американское правительство намеренно разжигает военный конфликт, подтасовывая факты. Джеймс Марсден и Вуди Харрельсон в фильме «Опасное расследование» Параллельно рассказывается история Адама Грина – молодого военного, добровольцем отправившегося в армию после того, как он насмотрелся по телевизору громких заявлений президента об американских ценностях, свободе и неприкосновенности демократии. Теракт 11 сентября разбудил в нем, как и во многих других, праведный гнев американского гражданина, и он поверил всем лозунгам и пафосным речам политиков. Но вот он вернулся домой в инвалидном кресле, и его интересует лишь один вопрос: «На кой черт это было надо?» Мэри Колвин, «Частная война» «Освещая войну, можем ли мы что-то изменить?» - такой вопрос ставит перед собой героиня фильма Мэтта Хейнемана, один из известнейших военкоров в истории журналистики, Мэри Колвин. Она безбашенная, опрометчивая и, кажется, немного сумасшедшая, потому что сломя голову летит туда, откуда другие бегут в страхе. Видя ужасы войны, – матерей, оплакивающих своих детей, бомбежку, власть, намеренно уничтожающую гражданское население, – Колвин писала об этом для тех, кому казалось, что его это не касается. Розамунд Пайк в образе Мэри Колвин И хотя большинство знало Мэри как фанатика своего дела, которому всегда было мало раздобытого материала, она была всего лишь человеком. Боролась с неуверенностью в себе из-за полученной травмы, сопротивлялась уговорам близких бросить военную журналистику, искала утешения в алкоголе, оказалась в госпитале из-за посттравматического стрессового расстройства. Всегда мечтала о семье, но так и не смогла остановиться. Зато в своем деле стала эталоном профессионализма и преданности делу. Гэри Уэбб, «Убить гонца» История о разрушенной американским правительством карьере журналиста газеты «San Jose Mercury News» Гэри Уэбба. На дворе 1996 год, в Никарагуа движение Контрас борется с коммунизмом в то время, как американская власть ведет войну с наркоторговлей на территории США. Уэббу в руки попадают документы, согласно которым ЦРУ сотрудничало с наркоторговцами, помогая им ввозить товар в страну. Позже он выясняет, что часть денег, полученных с продажи, идет на поддержку Контрас, то есть на поддержание военного конфликта, который Америки не касается. Джереме Реннер в роли Гэри Уэбба Для маленькой газетки, без информаторов в верхах, такая история может стать прорывом, который принесет славу не только автору, но и редакции. После публикации все складывается как нельзя лучше: редакторы крупнейших газет нервничают, что упустили такой сюжет, а Гэри Уэбба зовут на интервью все крупнейшие национальные телеканалы. Но все быстро меняется: в достоверности источников журналиста начинают сомневаться, ряд СМИ пытается его очернить, и он убежден, что спецслужбы за ним следят. Тогда перед ним встает вопрос профессиональной этики: попытаться восстановить свою репутацию или принести публичные извинения вопреки уверенности в своей правоте? Отдел «Spotlight», «В центре внимания» Когда в газету «The Boston Globe» приходит новый главный редактор Марти Бэрон, первым делом он поручает небольшому отделу «Spotlight», занимающемуся расследованиями, поговорить с адвокатом Митчеллом Гарабедяном, который занимался делами людей, обвинявших ряд священнослужителей в педофилии. Авторитет церкви делает ее представителей почти неприкасаемыми, а все доказательства в подобных делах либо уничтожаются, либо хранятся так надежно, что простому смертному до них просто не добраться. Подобные обвинения пытаются замять с помощью небольших компенсаций, давления на чувство стыда, свойственное жертвам насилия, и договоры о неразглашении, чтобы у прессы не было повода для расследования. Кадр из фильма «В центре внимания» Оскароносный фильм Тома Маккарти не только подробно описывает ход работы журналистов отдела «Spotlight», но также показывает, как мало в действительности общего между религией и верой; как легко ее потерять, столкнувшись с подобной историей. То, что должно было стать локальным расследованием, в тоге превратилось в международный скандал, корнями уходящий в Ватикан. В 2003 году «The Boston Globe» наградили Пулитцеровской премией за служение обществу, а спустя двенадцать лет фильм встретили длительными овациями на премьере в рамках Венецианского кинофестиваля, он получил одобрение критиков и все мыслимые награды. Алена Попова