Гарри Гаррисон. Шутя о серьёзных вещах
Несоответствие обнаружилось лишь много лет спустя, когда Гаррисон был уже подростком. Таким образом, он является единственным в мире писателем, использующим в качестве псевдонима свое настоящее имя. Активно интересовался научной фантастикой ещё с детства, в особенности, Севеджем и Форестером. Под впечатлением, пытался писать с 13 лет, по собственным словам, первую действительно хорошую повесть закончил в 18 лет. Фото: www.harry-harrison.ru Однако, на дворе был 1943 год, шла война, затронут оказался и будущий писатель. Юный Гаррисон отправился в армию, вернулся домой лишь через три года в звании сержанта. Воспоминания и об армии, и о войне так повлияли на него, что писатель до конца жизни оставался убеждённым пацифистом. Армейская действительность в его книгах высмеивалась, милитаристы – критиковались. "Стальная крыса идёт в армию", "Билл, герой галактики" – вовсе посвящены теме едва ли не целиком. К слову, из-за "Билл, герой галактики" у Гаррисона случилась размолвка с Робертом Хайнлайном, поскольку это была явная пародия в том числе и на его "Звёздный десант". Хайнлайн был убеждённым милитаристом и отстаивал идеи прямо противоположные, в его романе армейская служба идеализировалась и была одним из столпов идеального общества с точки зрения писателя. Гарри Гаррисон – уникальное явление в жанре научной фантастики. Использование невероятных допущений в качестве декораций или движущей силы для сюжета совсем не ново. Как и нарочитый трагизм, оптимизм, пафос, рефлексии, масштабность действия… Фото: aif.ru Серьёзного тона не чурается и сам Гаррисон, например, в его книге "Подвиньтесь, подвиньтесь" (о проблеме перенаселения в будущем) вовсе нет места характерному юмору. Но популярность писатель обрёл не за это. Его типичный герой – авантюрный харизматичный пройдоха, любит женщин, обязательно имеет некие принципы, но презирает закон. А ещё он физически неспособен жить спокойно. Такого героя помещают в некие удивительные декорации, характерную черту научной фантастики. Затем, писатель даёт волю воображению. Это не более чем предлог. Как и легкомысленный тон повествования – не более чем способ удержать внимание читателя. С помощью перечисленных инструментов Гаррисон получает возможность создать любой сценарий с тем посылом, которым захочет, и сделает это так увлекательно, что заставит, по меньшей мере, дочитать до конца. Фото: ruspekh.ru Интересно читать в том числе и потому, что Гарри один из тех писателей, который прокладывал свой путь ещё тогда, когда жанр не стал полон клише. Хотя бы и из-за раннего начала писательской карьеры. Во вселенной "Стальной крысы", например, безо всяких проблем сосуществуют элементы фантастические и давно устаревшие, этакий взгляд в будущее наших отцов. Сейчас это кажется не только наивным, но и крайне оригинальным по сравнению с давно сложившимися канонами: межзвёздные государства и активное использование работы грузчиков; невероятно мощные компьютеры, которые работают на перфокартах; пассажирские перелёты в космосе, билеты на которые можно подделать ножом за пару, соскоблив с бланка пару цифр. Фото: youtube.com Более того, как только понимаешь, что несерьёзный тон – всего лишь инструмент, оказывается, что каждая деталь тщательно выверена. Герои имеют свои желания, способны на переживания, могут радоваться, любить, страдать. Злодеи, даже если они нарочито карикатурны, имеют собственную личность. По-настоящему важные для истории антагонисты рельефны и проработаны ничуть не меньше, чем герои. Они стали такими не без причины, им сопереживаешь. Но понимание приходит не сразу. Сила Гаррисона в том, что оно даже не обязательно. Он прекрасно доносит свою мысль при поверхностном чтении, не становясь от этого хуже. А возможность насладиться великолепно проделанной работой – награда для внимательных.