Виртуальная экскурсия: в Третьяковку со Шнуровым
В самоизоляции продолжаем заниматься самообразованием. На этот раз музыкант, а теперь и политик, Сергей Шнуров приглашает нас в Третьяковскую галерею. Экскурсию по залам музея для Сергея и нас, зрителей, проводит генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова. Маршрут по музею выбран самый обычный. Первым делом нам предлагают по-новому взглянуть на картину «Черное море» Айвазовского, которого Шнуров сравнивает со Стасом Михайловым: тот же кич и потакание обывательскому вкусу. Директор Третьяковской галереи частично соглашается с Сергеем: «Действительно, в искусствоведческой среде давно сформировался взгляд на этого художника как на салонного позднего романтика, и в многотомной истории русского искусства ему отведено всего полстраницы, в то время как менее популярные мастера удостоены гораздо большего внимания». Признавшись, что у нее тоже долгое время были сложные чувства по отношению к творчеству Ивана Айвазовского, Зельфира Трегулова рассказала о впечатлении, которое «Черное море» произвело на знаменитого британско-индийского скульптора Аниша Капура: «Этот художник еще в конце XIX века сделал то, что сегодня пытаюсь сделать я, – изобразил бесконечность!». Да и Иван Крамской, который был не только великим художником, но и художественным критиком, назвал Айвазовского «главным метафизиком русского искусства» за его умение изобразить неизображаемое. Экскурсия продолжается у полного символов грандиозного полотна Александра Иванова. «Явление Христа народу» художник писал в Риме в течение двадцати лет. «Планка у большинства русских художников всегда была высокой: достичь максимума, абсолюта, стремиться к невероятным высотам. Для русской живописи характерно мессианство, когда искусство становилось посланием человечеству», - замечает директор галереи. Многие параллели с «Явлением Христа» прослеживаются в другом произведении – «Боярыни Морозовой» Василия Сурикова. А его же «Девочка с персиками», оказывается, впервые была выставлена рядом со знаменитым портретом актрисы Жанны Самари кисти Ренуара и продемонстрировала характерную для импрессионистов фиксацию мгновения, ощущение свежести и движения. Остановившись у работ Николая Ге и Михаила Врубеля, мы подходим к полотнам Василия Верещагина. Его современники считали произведения художника провокативными, предъявляли Верещагину множество нелепых обвинений – в том числе и в отсутствии патриотизма. Василий Васильевич очень переживал и однажды в порыве негодования даже уничтожил часть своих картин. И все же полотно «Апофеоз войны», которое в свое время так напугало многих зрителей и художественных критиков, Зельфира Трегулова считает одним из самых пацифистских произведений в русском искусстве. Ведь эта картина – о хрупкости человеческой жизни. Она – как раз то самое «послание человечеству». Музыкант и директор музея обсудили не только эти картины, но и многие другие. На экскурсию по Третьяковской галерее вместе с Сергеем Шнуровым и Зельфирой Трегуловой можно отправиться отсюда.
На Эльбрусе воссоздают альпинистский лагерь «Приют 11»