Композитор Анатолий Зубков: Басков до сих пор называет меня "Моя шарманка"

Анатолий Зубков – один из самых талантливых композиторов России. Его музыка звучит в сериалах «Тест на беременность», «Гетеры майора Соколова», «Пустыня», «Анатомия убийства», «Парфюмерша». Это он написал «Прости, мальчишка» Пугачевой, «Любовь со знаком минус» Аллегровой, «Головоломку» и «Перепишу любовь» Жасмин. О себе и своей работе со знаменитостями Анатолий откровенно рассказал Sobesednik.ru. «Пугачева требовательная, но не придирчивая» – Анатолий, можно поздравить вас с премьерой – ваша музыка звучит в новом сериале «Черное море» на телеканале «Россия». Как ее создавали? – Я над ней работал около двух месяцев. Нужно было создать запоминающуюся музыку и главную тему, которая звучит на начальных титрах и становится лейтмотивом всего фильма. Это непросто, потому что я работал дистанционно. Мне нужно было написать музыку и утвердить ее у продюсеров. Они могли легко сказать, что она не годится, и взять другого композитора. Но все прошло хорошо. Насколько я знаю, с их стороны не было ни единой правки вообще – это огромная редкость. – У сериала неплохие рейтинги. А вы сами его смотрите? – Да. Мне надо понять, каким получился фильм, как вошла моя музыка. В принципе, я доволен, может, какие-то моменты сделал бы по-другому. Но для этого нужно больше времени. А так как сроки были сжатыми, я сделал по максимуму. В целом, доволен. Помимо «Черного моря», у меня вышла и премьера на телеканале «ТВЦ» – «Смерть в объективе». Музыку к этому сериалу я писал вместе с сыном, который пошел по моим стопам. У нас в семье вообще композиторская династия. Мой дядя Валерий Зубков написал музыку к фильмам «Цыган», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», двоюродный брат Игорь Зубков – известный автор. Его песни поют многие звезды: Шуфутинский, Орбакайте, Овсиенко. «Школьная пора», «Женское счастье», «За розовым морем», «Марджанджа» – это все его. Анатолий Зубков с сыном – В свое время вы тоже активно работали и с Пугачевой, и с Киркоровым, и с Жасмин! – Да. Я написал около четырехсот песен, а потом переключился на кино. Хотя и песни продолжаю писать. Вот, Рада Рай сейчас поет мою песню «Верю в гороскоп», а в прошлом году стал лауреатом премии «Шансон года» с песней Ясении «Я знаю, мама». Но когда пишешь песни для исполнителей, нужно совершать больше телодвижений, постоянно где-то тусоваться, с кем-то встречаться. А мне хотелось больше спокойствия. Работа в кино предполагает дистанционное общение. Мне это подходит, потому что я в основном путешествую и пишу музыку там, где нахожусь. Например, над «Черным морем» я работал на ГОА. Езжу туда уже несколько лет подряд, снимаю дом прямо у моря. В Москве в январе и феврале очень плохой климат, а там всегда – плюс тридцать, всегда позитив и яркое солнце. В этом году на ГОА приезжал мой друг, с которым мы сняли документальный фильм про «муки творчества», который помогает понять душу композитора. – Ваш первый опыт работы со звездами начался сразу с Аллы Пугачевой. Расскажите, как вам удалось к ней пробраться? – Я закончил консерваторию в Ростове, писал исключительно классическую музыку. А потом решил поменять свою жизнь: переехал в Москву, начал создавать аранжировки. В столице попал на студию Александра Кальянова – тогда она была в зените славы. Алла Борисовна в то время возвращалась на сцену после двухлетнего перерыва. Как-то Кальянов уехал в командировку и попросил, чтобы я сделал аранжировку для песни Пугачевой «Успокой». Для меня это было почетно. Сделал сразу тридцать вариантов. Очень сильно волновался, потому что понимал: этой мой шанс, чтобы меня заметили в столице. Москва – город для людей, которые должны себя проявлять. И Алла меня заметила! – Помните первую встречу с Примадонной? – Конечно. Пугачева приехала через четыре часа после того, как к ней попала кассета с моими аранжировками. Ей моя работа очень понравилась: она захотела познакомиться лично. Можно сказать, Алла Борисовна была моей первой клиенткой. Она мне научила одному выражению, которое я запомнил на всю жизнь. Она говорит: «Если меня не трогать, я никого трогать не буду. Но если кто-то обижает, надо давать сдачу, не давать себя в обиду!» Мы с Аллой Борисовной потом много общались. Когда я уже работал на студии в Твери, делал ей аранжировку на песню Крутого «Ухожу, ухожу, а потом возвращаюсь». А дальше случилась «Песня года», где она уже исполнила мою песню «Прости, мальчишка». С этой песней, помню, я так переволновался! – Почему? – Как-то, отдыхая на море, я вдруг услышал по радио «Прости, мальчишка» в исполнении Примадонны. У меня перевернулся мир перед глазами, потому что я эту песню Пугачёвой передавал очень давно. Думал, что её, скорее всего, украли и продали Алле Борисовне, выдав за свою. У меня была паника, причем, как оказалось, песня уже звучала на всех радиостанциях. Конечно, мне было неудобно дёргать Примадонну, чтобы восстановить справедливость, но я это сделал. Позвонил Алле Борисовне. Каково же было моё удивление, когда она очень обрадовалась моему звонку, спросила, где я нахожусь. Говорит: «Нужно подписать договор на песню, не могла тебя найти!» Мы ещё немного поговорили, я вернулся в Москву, подписал договор. И вскоре наше произведение прозвучало на «Песне года». – Алла требовательная? – Она всегда доверяет профессионалам. Она не придирчивая, никогда не сделает лишнего замечания. Если ей что-то нравится, она не скрывает своих эмоций. Пугачева любит, когда работа сделана хорошо, на совесть. А так как я всегда работаю именно так, у меня с ней никогда никаких конфликтных ситуаций не возникло. – Получается, благодаря Алле вы узнали, что такое серьезные деньги? – Да! Мое финансовое положение тогда оставляло желать лучшего. Когда приехал в Москву, у меня была всего тысяча долларов в кармане. Снять квартиру на эти деньги было нельзя: я жил у друзей. Уже потом обжился: когда стал писать песни для звезд, появилось свое жилье в Москве, а когда занялся кино, переехал в свой дом. Сейчас работаю в основном в Подмосковье. Марта Могилевская: Пугачева ревновала ко мне Челобанова «Дети омолодили Киркорова» – После Аллы у вас была Ирина Аллегрова, которой вы написали «Я тебя прощаю за любовь со знаком минус»? – Нет. После Аллы был Иосиф Кобзон. Что касается Аллегровой, то с ней я никогда не работал. Она купила песню через продюсера Валерия Демьянова, который открыл Алсу, Жасмин, много работал с Агутиным. Он показал песню Аллегровой – та стала ее петь. Валерий познакомил меня и с Жасмин. Ему очень понравилась мелодии песни «Перепишу любовь». Через две недели после того, как он ее услышал, она уже звучала «из всех утюгов». Потом появились «Торопишься слишком» и «Головоломка». В результате я в 29 лет стал лауреатом «Песни года» с двумя песнями. – Об аранжировках к тому моменту забыли? – Почти. Хотя сделал как аранжировщик Баскову «Шарманку». Трудился недолго, но получилось хорошо. Этой песне уже лет пятнадцать, а она звучит в том виде, в каком ее сделал я. Потом Николай исполнил и несколько моих песен. Была у меня и скандальная история с участием Николая Баскова, Софии Ротару, певицы Жасмин и Филиппа Киркорова. Я написал песню «Любовь». Мой соавтор текста подарил ее Николаю, не уведомив меня об этом. Я же в свою очередь подписал договор с певицей Жасмин для дуэта с Киркоровым. Автор слов вдруг мне говорит, что отдал эту песню Баскову. Я попросил его урегулировать с ним вопрос. И вот представьте: сольный концерт Жасмин. Басков готовится исполнить мою дуэтную песню с Жасмин «Только ты» – и вдруг слышит песню «Любовь», которую исполняли Киркоров и Жасмин. – Неоднозначная ситуация! – Был жуткий скандал, так как Николай уже записал эту песню с Софией Ротару. Они планировали ее отдать в эфир, делая на нее большую ставку, называли второй «Лавандой». Коля очень долго обижался на меня. По прошествии нескольких лет мы встретились на очередном концерте, и он со словами «Моя шарманка» обнял меня, и мы помирились. И это был большой урок для меня. Потому что мир шоу-бизнеса очень маленький, и дружбу из-за недоразумений потерять очень легко. – С Филиппом как общаетесь? – Мы в хороших, дружеских отношениях. Периодически встречаемся у него дома, пьем чай и слушаем новые песни, которые я ему показываю. Последний раз, когда мы виделись, он сам напомнил, что у него еще есть одна моя песня, которая пока не записана. Филипп еще не нашел, с кем ее спеть дуэтом. А в его альбоме «ДруGOY» из 40 песен – восемь моих. Это приятно. С Филиппом, кстати, была тоже одна интересная история. У меня для него было подготовлено несколько песен. Я ему звонил месяц, но он не отвечал. Тогда мне показалось, что я «поднадоел» ему. Как-то возвращался домой после работы с Басковым и уже валился от усталости. На улице – жуткая метель, пробки. Сделал «дежурный» звонок Филиппу, и он мне ответил. «Толя, приезжай», – сказал он мне. Я понял, что это шанс! Припарковал машину и пошел покупать магнитофон. – Магнитофон? – Да. Как-то на показе песен для Пугачёвой выяснилось, что их не на чем прослушать. Алла послала в магазин за магнитофоном своего водителя. Учитывая этот опыт, я сделал также. В результате в этот день Филипп взял у меня несколько песен. А также показал закулисье «Моей прекрасной няни», где я познакомился с Анастасией Заворотнюк и Сергеем Жигуновым. Так что всегда надо быть наготове. – На сцене Филипп – поп-король. А какой он в жизни? – Очень умный и веселый. Такой же, как в телевизоре, только более домашний и расслабленный. С ним всегда интересно общаться! Но самое главное, он всегда очень ответственно относится к своим авторам. Филипп всегда говорит: «Это не за счет меня песня звучит, а за счет тебя». Как-то мы случайно встретились в Геленджике. Филипп пригласил на концерт и во время исполнения моей песни попросил, чтобы все цветы дарили мне. Так благородно, как он, у нас никто не поступает. "Обманывался постоянно": Киркоров рассказал Ивлеевой о любовных разочарованиях – После рождения детей Филипп сильно изменился. Стал более молодым и современным, что ли. Вы заметили эти изменения? – Конечно! Я вообще считаю, что дети играют очень большую роль в омоложении всего организма. Когда мы встречаемся, постоянно о них говорим. Филипп – очень заботливый отец. И это невозможно не заметить. – Я знаю, что вы еще работали с Гвердцители и Винокуром! – Да. Они, конечно, разные артисты, разные миры. Гвердцители – большой музыкант, а Винокур – большой артист, который научил меня всегда быть в позитиве. Ему я написал 8 песен, которые он исполняет в своих концертах. Мне повезло, я «застал» и успел поработать со многими известными артистами нашего времени. Самое главное для композитора – это вкладывать душу в каждое своё творение, потому что без «сердца» не рождается ни одно произведение – как в кино, так и вообще в музыке.

Композитор Анатолий Зубков: Басков до сих пор называет меня "Моя шарманка"
© ИД "Собеседник"