Войти в почту

«Я видела, как у Аллы и Максима все только начиналось»: Ирина Миронова — о знаковых клипах в своей режиссерской карьере

Ровно 20 лет назад режиссер-клипмейкер Ирина Миронова сняла свой первый клип. За эти годы она подарила зрителям более 1000 музыкальных работ, созданных для самых топовых артистов в стране — от Пугачевой и Орбакайте до Земфиры и Би-2. О некоторых особенных работах Ирина рассказала в специальном материале для Евы.Ру. Ирина Миронова — легендарный российский режиссер-клипмейкер. За 20 лет творческой деятельности сняла более 1000 клипов для самых топовых артистов страны от Аллы Пугачевой и Полины Гагариной до Земфиры, Би-2 и Дианы Арбениной. Клип «Будь или не будь» — Алла Пугачева и Максим Галкин Клип для Аллы Пугачевой и Максима Галкина был не самым первым, но одним из первых клипов, которые я снимала вообще. И, конечно, он абсолютно особенный. Он стал своеобразным действием, которое соединило двух очень разных и по возрасту, и по смыслу людей в одну прекрасную семью, которой сегодня восхищается вся страна. Очень их люблю! А началось все это как раз во время съемок, прямо у нас на глазах и на глазах восторженной публики. Милый, чудесный и теплый союз. Для меня всегда было приятно осознавать причастность к повороту любой судьбы, потому что клип — это, конечно, штука волшебная. Зачастую именно он меняет вектор развития и движения артиста — направляет его не только вперед, но и в какие-то неведомые новые миры и позволяет осуществить это разными способами… Клип «Петербург-Ленинград» — Людмила Гурченко и Борис Моисеев У нас с Людмилой Марковной была очень непростая история знакомства, которая описана в моей книге «Жизнь по правилам съемки». Она научила меня правильной легкости, с которой нужно браться за большие сложные дела и входить в общение с большими сложными людьми. Тогда даже в случае каких-то ошибок в виде конфликтов, с которых и началось наше знакомство с Людмилой Марковной, — правильное общение с легкостью, реальной любовью, искренностью и открытым сердцем в итоге всегда приведет к хорошему результату. И то, что знакомство начинается с конфликта, это, возможно, тоже хороший способ быстро познакомиться с человеком. Потому что конфликт — это такая штука, где проявляются все неприятные для нас в общении с другим человеком черты. Ты их быстро обнаруживаешь и дальше уже понимаешь: «Вот они, отлично, они нам не нужны, теперь мы идем в другую сторону и ищем то прекрасное, что есть в этом человеке и показываем свое чудесное». Быстро объявляешь войну — потом быстро ее выигрываешь. В долгом культурном и возрастном перемирии мы просуществовали несколько счастливых лет, то время, когда я ее знала и могла с ней общаться. Спасибо этому чудесному случаю — случаю по имени Клип! Клип «Ясные дни» — Олег Газманов Тогда в моей карьере уже начался период, когда артисты стали ко мне обращаться в большом количестве. Олег Газманов первый раз пришел с песней, музыкальный стиль которой мне не близок, и я совершенно растерялась, так как не понимала, смогу ли что-то снять на нее. Не понимала, как это вообще может быть стилистически выполнено. Но Олег оказался мудрым джентльменом: расставшись со мной ненадолго, он спустя какое-то время принес другую песню. К тому моменту я уже осознала, что если буду отказываться снимать песни, которые не понимаю или не люблю, то буду вынуждена снимать совсем мало. Потому что песен, от которых я реально схожу с ума, которые мне по-настоящему нравятся, совсем немного. А так как снимать я люблю больше, пришлось научиться брать в работу любую песню. Даже ту, которую не до конца понимаю и даже когда уж точно не являюсь рьяным фанатом какого-то артиста… Взяв такую вот сложную и непонятную для меня композицию, я научилась вычленить в ней — и найти в этом артисте — все то прекрасное, что можно разглядеть и усилить этом в клипе. Чтобы зрители тоже могли все это разглядеть, полюбить артиста и обнаружить в нем эти прекрасные черты... Вот к тому времени я и получила заказ от Олега Газманова на песню «Ясные дни» — и прекрасно сообразила, что с ней можно сделать. Мы придумали, что это будет некая стилизация фрагмента нашумевшего тогда модного сериала «Бригада» с участием классных артистов кино: Сергея Безрукова, Дмитрия Дюжева, Павла Майкова и Владимира Вдовиченкова. Сюжет придумался сам — это был не ремейк, не нарезка кадров, а оригинальная съемка, в которой приняли участие эти чудесные артисты. Было страшно весело, а клип до сих пор можно найти в интернете и улыбнуться. Он прекрасно лег на песню — и это стало хорошим уроком для меня: как можно работать с материалом отстраненно и в то же время вовлекая себя в поиски лучшего в артисте и его песне. Потому что в любом музыкальном жанре, как и в любом произведении искусства, если оно таковым является, и даже в любом человеке можно найти те черты, за которые его можно полюбить. Это важная задача для меня как для клипмейкера — обнаружить те самые прекрасные черты и визуализировать их — усилив так, чтобы всем стало видно. Клип «Безвоздушная тревога» — Би 2 и Тамара Гвердцители У Би-2 мне нравятся все три клипа, которые я им сняла. Очень люблю их музыку, подход и их мужские черты... Мне всегда было приятно снимать эту группу. Но клип «Безвоздушная тревога» занимает в моем сердце отдельное место. Я добилась для съемки уникального локейшена: это была Красная площадь — место, где работать очень сложно. Мне удалось достигнуть этого путем сложнейшей административной работы, которую я провела самостоятельно, добившись разрешения снимать. Единственное, что мне не позволили сделать органы власти — это фрагментарно засыпать площадь песком, сделать барханы и пустить там верблюдов. Но зато мы ввезли огромную фуру — машину судьбы, фортуны и сняли настоящее подразделение спецназа. В съемках приняли участие солдаты, хоть и нехотя, ведь сначала они даже не понимали, в чем снимаются... А ребята в этом клипе очень крутые, боевые. Когда они увидели работу, то поняли, что не зря потратили день своей жизни на такое вот странное занятие — съемки в клипе! Клип «Перелетная птица» — Кристина Орбакайте Этот клип стал для меня открытием возможностей рисковать, нести ответственность за свой риск и привлекать к этому риску артистов. Он был снят в тот момент, когда уже состоявшейся суперзвезде Кристине Орбакайте потребовалась моя помощь как креативного режиссера, который смог бы дать ей новый визуальный коридор и наполнить дыханием ее уже мощную, состоявшуюся карьеру — и в таком юном возрасте! Даже когда вся артистическая жизнь еще впереди, бывает, нужно делать такой визуальный эксперимент, на каковой мы и решились для популярной эстрадной песни «Перелетная птица». Мы пошли на риск и создали совершенно новый и уникальный образ для Кристины, собранный из разных, довольно эпатажных составляющих. Моими источниками вдохновения были и японские аниме–картинки, и какие-то современные вариации в стиле Сальвадора Дали… В этот странный визуальный коктейль в дуэт Кристине был добавлен еще и недавно разведенный с нею муж Володя Пресняков. Конечно, всем россиянам было очень приятно видеть их вместе в одном кадре, это добавило клипу остроты и привлекательности. Как и вся та гремучая экспериментальная смесь — в одежде, в движениях, в реквизите. Например, странное, специально сшитое платье в виде кляксы, которое взлетало, и сама Кристина взлетала, и все предметы в клипе — все это выглядело довольно странно. Сама Кристина поначалу восприняла клип прохладно, но когда он был запущен в эфиры музыкальных каналов и приобрел большую популярность и любовь зрителей, все изменилось. Тогда еще было обычным делом заказывать клипы — звонить и писать на каналы, просить, чтобы его повторили, поставили вновь в эфир… Так и произошло с клипом «Перелетная птица», он стал любимым для многих и бесконечно долго находился в эфире.

«Я видела, как у Аллы и Максима все только начиналось»: Ирина Миронова — о знаковых клипах в своей режиссерской карьере
© Eva.ru