Войти в почту

Леонид Шварцман: «Авторство Чебурашки я доказать не смог»

Этим летом Леониду Шварцману - создателю легендарных отечественных мультфильмов про крокодила Гену и Чебурашку, про котенка по имени Гав, про 38 попугаев, про дядю Степу - милиционера, про варежку, обезьянок и многих других исполнится 100 лет (!!!). Патриарх киностудии «Союзмультфильм», работавший там режиссером и художником, до сих пор не растерял детскую наивность, помноженную на юношеский задор. В этом «Экспресс газета» предлагает вам, друзья, убедиться, прочитав интервью с Леонидом Ароновичем. - Юбилей у меня только в конце лета, еще дожить надо, - добродушно рассмеялся в телефонную трубку Леонид Шварцман. - Моей супруге в сентябре исполнится 95 лет (Татьяна Владимировна Домбровская - его коллега по студии «Союзмультфильм». - Я. Г.), в следующем году будет 70-летие с момента нашего бракосочетания (эта дата в народе называется «благодатной свадьбой». - Я. Г.). Тоже дата круглая. О дне рождения вообще не думаю. Может, родные придут, посидим, отметим. Быстро жизнь пролетела: раз - и 100 лет. Добрался с начала и до конца. Я еще бодр, все помню, хожу. До карантина гулял. У меня всегда был спокойный характер, вот врагов и не нажил. Тяжелыми недугами не страдал. Кому сколько наверху отпущено, тот столько и проживет. А вообще я неверующий человек, так наше поколение воспитали. Стараюсь не принимать всякие мелочи близко к сердцу и оставаться человеком. - Большинство вашему долголетию позавидуют. Поделитесь рецептом. - Уже 90 лет я по утрам делаю легкую зарядку, что и всем советую. Раньше бегал трусцой, ходил на лыжах, любил велосипед, плавал в море или бассейне. Ем полезные вещи. Люблю сырые овощи больше, чем фрукты. Сладким не увлекаюсь. Не пил особо, лишь изредка в хорошей компании и по большим праздникам. Но вот до 75 лет курил. А потом бросил. Но главное, что я всю жизнь для детей работал - был мультипликатором с 1948 года. А значит, с интересом провел жизнь. - А у вас есть дети? - Нет, Бог не дал. Так что вдвоем с Таней доживаем свой век в двухкомнатной кооперативной квартире в Измайлове, которую давно уже купили. Машины и дачи нет. Раньше любили путешествовать, мир удалось посмотреть. Сейчас у нас с женой есть помощница по хозяйству. В нашем возрасте ежедневная поддержка нужна. Я родился в Минске в бедной семье, но нам всего хватало. Главное, что родители дарили уважение и любовь. Потом в Ленинград переехал, где учился в школе Академии художеств, а чтобы выжить, устроился на Кировский завод. Во время блокады там токарем работал. В 1941-м нас эвакуировали в Челябинск. Это и спасло, видно, мне жизнь. Токарем работал всю войну, а когда узнали, что я художник, предложили еще и оформлять завод. После Победы приехал в Москву, услышав, что во ВГИКе открылся художественный факультет. Моя курсовая работа «Буратино» очень понравилась, и меня сразу взяли ассистентом на «Союзмультфильм». Несмотря на пятый пункт - я еврей, у меня никогда не было желания уехать за рубеж. Я люблю свою Родину. К деньгам равнодушен. Помню, во время поездки в Чехословакию на всю обменянную валюту купил фломастеры. Тогда их в СССР почти не было. Хорошо жена не обиделась, что ей ничего не привез. Зато такие наброски великолепные тогда сделал, что они до сих пор у меня хранятся. «Седой пучок для Шапокляк взял у тещи» - Расскажите о своих любимых женщинах. - Женщин вокруг было много, но я последние 70 лет люблю одну - свою Таню. Давно понял, что лучше стареть с родным человеком, чем с «внучкой», как сейчас снова модно. Так было во все времена: у богатых стариков юные барышни, но я небогат, с меня брать нечего. Нас с Таней познакомила на студии моя приятельница, уже спустя полгода поженились. А что тянуть, раз понял, что нашел своего человека? Татьяна Владимировна - мультипликатор, ассистент режиссера. Ее отец - русский, Владимир Романов, а мама - полька, Нина Францевна Домбровская. У тещи моей, кстати, я взял для Шапокляк седой пучок волос. А все остальное дорисовала моя фантазия. Когда женился, родителей давно не было в живых: отца сбила машина в 1934 году, мама погибла во время блокады Ленинграда в 1942-м. Старший брат Наум служил в войсках ПВО. Еще была сестра Генриетта. Но их уже нет в живых. Скончался и единственный сын сестры, а сын брата Александр, мой племянник, в Екатеринбурге живет. Он отличный врач. - Кто-то из ваших друзей был репрессирован при Сталине? - Художник Георгий Храпак (его фронтовые рисунки и графические серии экспонировались на всех выставках военного времени. - Я. Г.). Он шел на встречу с приятелями и увидел, что от дома, где компания условилась собраться, отъезжает машина. Стал им махать: мол, подождите, меня забыли! Машина остановилась, и его тоже забрали. Домой вернулся через десять лет. Вот такая мерзкая правда жизни. Тогда люди часто доносили друг на друга, могли посадить даже за анекдоты, которые все друг другу рассказывали. А у меня легкомысленный характер, я не влезал никуда. И меня миновала чаша сия. - Правда, что в свое время у вас случился скандал с писателем Эдуардом Успенским? - Успенский создал образ Чебурашки как писатель, а я его нарисовал как художник. Режиссер Роман Качанов как-то мне рассказал, что был в гостях. И сын его друга читал книгу Эдуарда Николаевича о крокодиле Гене. Качанов тоже посмотрел книгу, она ему показалась забавной, вот он мне и предложил сделать мультфильм… Успенский, мягко говоря, сложный человек. Он не любил идти на компромиссы. Когда мы работали по его книге, не появлялся на студии, не принимал участия в создании образов своих героев. Правда, вместе с Качановым писал сценарии для каждого из трех фильмов: «Крокодил Гена», «Шапокляк» и «Чебурашка». А все визуальные персонажи - моих рук дело. Потом мастера-кукольники по ним создали героев. Куклы имели металлический каркас. Он позволял делать всевозможные движения глазами, руками, ногами. Именно этот образ и полюбил весь мир. Никаких отчислений я не получал. Даже от Японии, где герои очень полюбились. Правда, мы с одной художницей проиллюстрировали книгу о крокодиле, которую издали в Стране восходящего солнца, и гонораром, хотя он оказался не такой большой, были очень довольны. Больше материальных вознаграждений, кроме зарплаты в «Союзмультфильме», я не получал. Я знал, что склочный, недобрый и завистливый Успенский со многими судился. Я не смог доказать авторство Чебурашки. Но мне это совсем не надо было. Смешно и нелепо, что Чебурашка «сам появился». Из ниоткуда! Что теперь говорить-то. Нужны ли Успенскому деньги на том свете? А вот память, которая останется после нас, важна. - Вы думаете о вечном? - Пока жив, думаю о жизни. А смерть неизбежна. Что нас там ждет, узнаем, когда придет черед. Людям свойственно бояться смерти, болезни, боли. Это в любом возрасте происходит, и это страшное испытание. А сейчас главное, чтобы были здоровье и жена рядом. А остальное у меня и так есть. Только факт Леонид Шварцман - переученный левша. Ест и пишет правой рукой, однако рисует левой. «Мои года - мое богатство» Кто еще из ныне живущих знаменитостей приближается к вековому юбилею: Николай Дупак, 98 лет. Был директором Театра на Таганке с 1963 по 1990 год. Уверяет, что с его подачи Юрий Любимов стал худруком. Много снимался в кино, отпуская на съемки актеров своего театра при условии, что подберут роль и для него. Маргарита Анастасьева, 95 лет. Обладательница диплома под № 1 Школы-студии МХАТ, прослужившая на сцене легендарного театра почти полвека. Звезда фильмов «Испытание верности» режиссера Ивана Пырьева (1954 г.) и «Четверо» Василия Ордынского (1957 г.). Вдова народного артиста Владлена Давыдова. Юлия Борисова, 95 лет. До сих пор одна из самых загадочных актрис Театра им. Вахтангова: эталонная принцесса Турандот, первая исполнительница роли Гелены в «Варшавской мелодии», Клеопатра из шекспировской драмы «Антоний и Клеопатра», Валька-дешевка из «Иркутской истории». Широкому зрителю запомнилась по фильмам «Идиот» Пырьева и «Посол Советского Союза» Георгия Натансона. Вера Васильева, 94 года. Действующая звезда Театра сатиры, которая много снимается и в кино. 85-летний худрук Александр Ширвиндт называет ее уникумом во всем и эталонной дамой. Людмила Аринина, 93 года. Киноактриса, которую многие помнят по фильмам «На всю оставшуюся жизнь», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Гостья из будущего». Зачастую играла одиноких незамужних женщин. Уверяет, что сама настоящее счастье нашла только в 60 лет, когда в третий раз вышла замуж.

Леонид Шварцман: «Авторство Чебурашки я доказать не смог»
© Экспресс газета