«Трамвай “Желание”». Как в Москве впервые поставили Теннесси Уильямса
Под занавес 1970 года — 30 декабря — в Театре имени Маяковского появился спектакль, которому было суждено в ближайшее время затмить по популярности самые громкие постановки сезона. «Трамвай “Желание”» Теннесси Уильямса в постановке Андрея Гончарова — этих двух условий для публики, спешившей в театр тем зимним вечером, было достаточно. Страшная история и хеппи-энд Гончаров пришел в Театр имени Маяковского в 1967 году и буквально вдохнул в него новую жизнь. «Трамвай “Желание”» стал четвертой его постановкой в этом театре — и первой постановкой Уильямса в Москве. Широкой публике имя американского драматурга уже было знакомо: о нем периодически писал журнал «Иностранная литература», а в 1967-м вышел сборник «“Стеклянный зверинец” и еще девять пьес» в переводе Владича Неделина. Одной из этих девяти пьес стал «Трамвай “Желание”» — страстная, страшная и горькая история в духе южной готики. Сюжет впечатлил советского читателя. Одним жарким летним днем в маленький бедный городок где-то в Новом Орлеане, подарившем миру особый стиль джаза, в гости к младшей сестре Стелле приезжает Бланш Дюбуа, нервная учительница с замашками аристократки. Сестра замужем за простым работягой Стэнли Ковальски, которого любит несмотря на его загулы и их скандалы. Они начинают жить втроем, и между нервной Бланш и грубым Ковальски что-то пробегает — то ли черная кошка, то ли искра. Все кончится плохо — обреченность читается на первых же страницах пьесы, хотя Бланш и пытается сбежать от судьбы, спастись в объятиях простого парня Митчела. Андрей Гончаров был одним из тех, кто восхищался творчеством Теннесси Уильямса. Он хотел непременно познакомить с ним отечественную публику. До него этого американского драматурга в нашей стране не ставили. В своей книге «Мои театральные пристрастия» он так описывал свое первое впечатление от пьесы: «Когда-то в детстве я видел страшную картину: с горы на Трубной площади стремительно мчался трамвай. Отказали тормоза — и трамвай летел с угрожающей быстротой, люди на ходу прыгали из вагонов... Это детское воспоминание встало совершенно ясно в моей памяти, когда я только увидел название пьесы Т. Уильямса «Трамвай “Желание”», и потом оно стало образом спектакля… Бланш и Митчел — два человека, которые хотят выскочить из трамвая, спрыгнуть с подножки, но поздно, трамвай набрал скорость — человеческая жизнь разбита. Кошмарное детское воспоминание преследует меня всю жизнь, но точно так же всю жизнь не оставляет надежда, что те, кто сумел спрыгнуть с трамвая, остались живы». Гончаров вынес за скобки тот факт, что дело происходит на юге США, не стал углубляться в социокультурные особенности Нового Орлеана. Но внес кое-какие свои коррективы в сюжет: если в оригинальном финале Бланш увозит вызванная Стэнли карета психиатрической больницы, то у Гончарова все заканчивалось хеппи-эндом. Декорации сделали простые — обстановка бедной квартиры. Зато актеры на сцену вышли прекрасные. Любительницу красивой жизни Бланш играла Светлана Немоляева, ее мягкосердечную сестру — Светлана Мизери, а Стэнли Ковальски — Армен Джигарханян. Публика — и критики, и зрители — была в восторге. Театральный критик Виталий Вульф в рецензии на спектакль писал: «Премьера в Театре имени Маяковского стала событием не только театральной, но и интеллектуальной жизни Москвы». «Человек из Ламанчи». Вспоминаем легендарный спектакль Театра имени Маяковского Неизменная Бланш и первый Ковальски После постановки в Театре имени Маяковского произведения Теннесси Уильямса начали ставить и в других театрах. В 1974 году в Московском ТЮЗе вышел «Стеклянный зверинец» с Лидией Князевой в роли Аманды, в 1978-м в МХАТе впервые показали «Сладкоголосую птицу юности», несколькими годами позднее Роман Виктюк поставил там же «Татуированную розу» с Ириной Мирошниченко. В 1981-м Андрей Гончаров снова поставил в Театре имени Маяковского Уильямса — его «Кошку на раскаленной крыше» с Татьяной Дорониной. «Трамвай “Желание”» долго ассоциировался с двумя именами: в роли Бланш Дюбуа и Стэнли Ковальски московская театральная публика не могла представить кого-то, кроме Светланы Немоляевой и Армена Джигарханяна. Немоляева получила роль в «Трамвае “Желание”», уже будучи театральной звездой. С будущей профессией она определилась еще в школе, поступила в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, а в 1959 году вошла в труппу Театра имени Маяковского, дебютировав в роли Офелии в «Гамлете». Ее Бланш стала сенсацией — настолько Немоляева попала в образ и внешностью, и манерой игры. Это была и самая долгая роль в ее карьере — партнеры по «Трамваю “Желание”» менялись, но Бланш была единственной все 24 года существования постановки. Она так вжилась в образ женщины, которая находится на грани нервного срыва, что Гончаров не мог заменить ее другой актрисой. Армен Джигарханян, сыгравший Стэнли, пришел в Театр имени Маяковского в 1969-м, его пригласил Андрей Гончаров. До этого актер служил в «Ленкоме». Многие зрители шли на «Трамвай “Желание”» именно из-за Джигарханяна, который успел сняться в 18 фильмах и был настоящей знаменитостью. За его спиной уже были главные роли в картинах «Здравствуй, это я!», «Операция “Трест”» и «Треугольник». В 2016 году премьера «Трамвая “Желание”» прошла в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна. Это была своеобразная дань пьесе, в героя которой Армен Борисович перевоплощался больше 20 лет. В этой версии роль Стэнли сыграл уже Анатолий Кот. Высокая планка Теннесси Уильямс написал пьесу в 1947 году, а через год получил за нее Пулитцеровскую премию и мировую славу. Еще через три года вышла экранизация «Трамвая “Желание”» с Марлоном Брандо и Вивьен Ли, снятая Элиа Казаном. Картина получила призы Венецианского кинофестиваля, «Золотой глобус», «Оскар» и многие другие премии. Одна из номинаций на «Оскар» досталась лично Уильямсу, переписавшему свою пьесу в сценарий по просьбе Казана. Уильямс признавался: в «Трамвае “Желание”» отразились его собственные страхи. В 24 года, задолго до написания этой пьесы, у него был нервный срыв, он уволился с фабрики международной обувной компании. Ему не нравилась эта работа, он чувствовал в себе другое призвание. Впрочем, нелюбимая работа пригодилась: черты характера одного из коллег драматург вложил впоследствии в образ Стэнли. Уильямса заметили в конце 1930-х. Его пьесы стали получать призы и гранты, много ставились в театрах. Например, «Стеклянный зверинец» показали на Бродвее. Название долго не сходило с афиш. Но после «Трамвая “Желание”», который имел оглушительный успех, драматург боялся писать что-то еще: а вдруг не сумеет выдержать планку, вдруг остальные пьесы будут намного хуже? Опасения были напрасны: последующие произведения, в том числе «Кошка на раскаленной крыше», «Орфей спускается в ад» и «Ночь игуаны», только подтвердили прошлые достижения.