«Нормальные люди»: ода новой чувствительности
В конце апреля на BBC 3 и Hulu, а в середине мая на КиноПоиск HD вышел сериал «Нормальные люди». Постановку эпизодов разделили между собой номинант на «Оскар» за фильм «Комната» Ленни Абрахамсон и ТВ-режиссер Хетти Макдональд. Одноименный роман молодой ирландской писательницы Салли Руни выпустили в России (в издательстве «Синдбад») в начале апреля в электронной версии, а теперь и в бумажной. Одни бросились обсуждать книгу-бестселлер, прогремевшую в мире еще в 2018-м, вошедшую в лонг-лист Букеровской премии, завоевавшую премию Costa Book Awards и поставленную Guardian на 25 место в списке ста лучших книг XXI века. Другие сначала взялись за телеадаптацию и тоже погрузились в горячие споры. Так или иначе, «Нормальные люди» сейчас в тренде. Кстати, в России, у которой, как всегда, особый путь, книгу многие не приняли. На Западе же за Руни закрепился почетный статус Сэлинджера для миллениалов, который, впрочем, многие профессионалы теперь оспаривают. Не в смысле значимости – Руни, у которой за плечами два мегауспешных романа, большинство литературных критиков считают по-настоящему большим автором – а в смысле точности. Например, переводчик и журналист Анастасия Завозова полагает, что в первую очередь Салли Руни стоит сравнивать с Джейн Остин, поскольку ее язык также сосредоточен на самом важном и отделен от романтических клише. «Бар «Эдди»»: музыка как универсальный язык В центре «Нормальных людей» два героя – старшеклассники, а потом и студенты Коннелл и Марианна из маленького ирландского городка. Как водится, они вроде бы совсем друг на друга не похожи, но их – вопреки или благодаря различиям – друг к другу непреодолимо тянет. Марианна родилась в настолько богатой семье, что ей совершенно не приходится думать о деньгах: в частности, о средствах на грядущее обучение в престижнейшем дублинском Тринити-колледже. А еще она необыкновенно умна, эрудированна и остра на язык. В школьной иерархии посему ей отводят роль чудачки и изгоя, и Коннелл с ней на людях едва здоровается. Общаются они – поначалу по-дружески – у Марианны дома: мать Коннелла работает там уборщицей несколько раз в неделю. Несмотря на то что он хороший парень, умник (они с Марианной постоянно превозносят интеллектуальные достоинства друг друга), местная футбольная звезда и едва ли не самый популярный человек в школе, Коннелл абсолютно не уверен в себе, и для него осуждение одноклассников было бы подобно смерти. Поэтому для него возможны только тайные любовные отношения с Марианной, и до какой-то поры она это терпит. Их прерывающаяся то и дело связь – то дружеская, то любовная – захватит и университетские годы. Благодаря поддержке Марианны, Коннелл также решается поступать в Тринити-колледж, где они поменяются ролями: теперь она пользуется успехом, теперь она звезда, а он – странный ботаник из провинции. «Голливуд»: один фильм, изменивший Америку Авторы сериала весьма бережно обходятся с первоисточником, что неудивительно, ведь в числе сценаристов была сама Салли Руни. Безусловно, невероятно удачен, даже феноменален выбор актеров на главные роли. Дейзи Эдгар-Джонс в образе Марианны действительно словно сошла со страниц этого романа: элегантная, миниатюрная, с огромными карими оленьими глазами, выражающими миллион оттенков эмоций. Правда, она безусловная красавица, поэтому совершенно не верится в то, что в школе ее считали гадким утенком. Не менее замечателен и Пол Мескал: олицетворение выражения «кровь с молоком», во внешности которого органично сочетаются брутальность и чувствительность. Но важнее всего, конечно, возникающая между актерами на экране химия, какой мы давно не видели. «Нормальные люди» – сериал очень откровенный и чувственный, но, несмотря на большое количество любовных сцен и наготу на экране, секс здесь не обладает порнографическим эффектом. Эти сцены словно иллюстрируют тезис героев о том, что в постели они понимают друг друга без слов: секс для них – это язык и форма истинной близости. Чуть ли не единственный возможный способ взаимопонимания, потому что разговаривать друг с другом о своих чувствах, страхах и желаниях герои не умеют. Кстати, констатация факта о том, что в большинстве пар люди не способны по-настоящему разговаривать друг с другом объединяет «Нормальных людей» с «Верностью» Нигины Сайфуллаевой, тоже весьма смелым фильмом. «Неизбранные дороги»: как путешествовать в своей голове Выразительный и внимательный к деталям, но скупой стиль Салли Руни временами заменяется в сериале этаким эмоциональным штормом – что кого-то может раздражать. Слезы в «Нормальных людях» льются литрами, и вместе с ними потихоньку выливаются и необходимые слова – пусть и сказанные для начала психотерапевту. Дается это Коннеллу непросто: мальчики обычно не плачут, и поэтому некоторые из них заканчивают жизнь самоубийством, как это происходит со школьным другом героя (такая трактовка его смерти, кстати, не упоминается в сериале). В соответствии с современными тенденциями «Нормальные люди» утверждает необходимость проговаривания своих эмоций, анализа своих травм. Травма, абьюз, насилие, нелюбовь в семье, иллюзорная нормальность – также важнейшие понятия сегодняшнего дня, которые исследует Салли Руни и авторы сериала. Но в первую очередь «Нормальные люди» – захватывающая и залезающая под кожу история первой любви, одновременно и светлая и печальная. История о том, какое положительное влияние способны на нас оказывать другие люди, как сильно они могут изменить нашу судьбу. История о том, что главное – это путь, а не хэппи-энд.