Как исправить прошлое

Поэтому, наверное, так популярен жанр альтернативной исторической фантастики и тема «попаданцев», то есть тех, кто по своей воле или воле случая оказывается в нужное время в нужном месте и пытается изменить ход истории: предотвратить покушение на известную личность или применить достижения современной науки в те времена. Достаточно вспомнить «Янки при дворе короля Артура» Марка Твена, «11/22/63» Стивена Кинга или «Детскую книгу» Бориса Акунина. Но настоящий бум историй про «попаданцев» связан с Великой Отечественной войной. И поворотным моментом для современных создателей таких историй, пожалуй, стала экранизированная книга Александра Шевцова «Мы из будущего». Действительно хороший патриотический фильм, заставляющий задумываться не только о прошлом, но и о дне сегодняшнем, стал по-настоящему культовым и породил множество похожих книжных историй. Вот только по уровню они, мягко говоря, слабоваты и пестрят многочисленными историческими и фактологическими ошибками, допущениями и просто незнанием темы. А отсюда возникает другая проблема. Читатели такой альтернативной истории — подростки и молодые люди, у которых формируется весьма своеобразное представление о войне и шапкозакидательство, дескать, все это просто, все сможем. Как в компьютерной игре, когда у игрока есть несколько жизней, и если один раз убили, то можно пройти тем же путем еще раз и победить до перехода на следующий уровень. На фоне отсутствия новых книг о Великой Отечественной, а также весьма прохладного отношения к литературе советского периода, такая ситуация выглядит печально. Только в 2019-м и первой половине 2020-го, и только в серии «Военно-историческая фантастика» одного издательства вышел десяток романов на эту тему. Названия говорят сами за себя: «Сталинский сокол. Комэск», «Позывной «Волкодав», «Мститель. Смерть карателям!»… И если в недавнем прошлом все это был эксперимент на грани фола, наш ответ «Человеку в высоком замке» Филиппа К. Дика, то сейчас это обычный ширпотреб. Изменилось массовое сознание, которое уже равнодушно пережевывает поток «попаданцев», даже не задумываясь, о чем эти книги. А зачастую в них пытаются «поправить» то, что далось нашей стране такой большой ценой. Фантасты забыли, что это очень сложная тема для «легкого» жанра. Выход, конечно, найдется. Просто надо вспомнить, что фантастика — это не только современное оружие в борьбе с танками Гудериана, а прежде всего человеческие судьбы, от которых зависит и наша жизнь.

Как исправить прошлое
© Вечерняя Москва