Спектакль-триумф. История «Адриенны Лекуврер» Александра Таирова
Спектаклем «Адриенна Лекуврер» о французской актрисе и подруге Вольтера ознаменовался новый период Камерного театра. Он стал первой премьерой после возвращения труппы в старинный особняк на Тверском бульваре. Спустя 30 лет этой же постановкой театр Александра Таирова завершит свою историю. Смоленский спектакль 1918 год, лето, Смоленск. На гастроли из Москвы приезжает труппа молодого Камерного театра во главе с режиссером Александром Таировым. Привезли несколько постановок — «Саломею», «Голубой ковер», «Ящик с игрушками» и «Короля Арлекина». Гастроли планировались долгие — с середины июня до конца июля, и Таиров вскоре понял, что четырьмя спектаклями не обойтись. Афишу разбавили еще несколькими названиями. Наряду с «Павлом I» Дмитрия Мережковского, «Профессором Сторицыным» Леонида Андреева, «Тривиальной комедией» Оскара Уайльда и другими появилась пьеса Эжена Скриба и Эрнеста Легуве «Адриенна Лекуврер». Она была основана на реальных событиях, рассказывала историю известной французской актрисы, которая стала жертвой зависти и ревности. Многие критики называли «Адриенну Лекуврер» лучшей премьерой сезона, хотя постановка была сделана буквально на ходу. Костюмы для артистов взяли напрокат в местном театре, а декорации-ширмы, обозначающие роскошные французские интерьеры, из подручных материалов создал художник Борис Фердинандов. На главную роль Таиров назначил любимицу публики (и свою супругу) Алису Коонен. Для красавицы Коонен, эксцентричной и на сцене, и в частной жизни, эта роль стала одной из самых важных. К 1918 году Александр Таиров (1885–1950) был уже известной фигурой отечественного театра. Дебютировал на сцене Драматического товарищества под руководством Александры Лепковской в Бердичеве в 1904 году, сыграв Петю Трофимова в «Вишневом саде». В Москву переехал в 1913-м, присоединившись к Свободному театру Константина Марджанова. В 1914 году открыл свой Камерный театр. Подход Таирова был авангардным для его времени: он требовал от актеров, помимо собственно игры, умения петь, танцевать, совершать акробатические трюки и заниматься пантомимой. Сегодня имя Таирова стоит в одном ряду с именами Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова. 30-летняя постановка После возвращения с гастролей Александр Таиров много думал о судьбе этого спектакля. В конце концов он решил взяться за него основательно — где-то доработать, где-то изменить. К уже действующему составу добавил и других актеров. Но то, что Адриенну будет продолжать играть Коонен, даже не обсуждалось. Актриса сроднилась со своей героиней, отождествляла себя с ней. «Понимаю, что я не способна отворачиваться от жизни с гульбой и “земными” радостями. И поэтому вечно буду за все платить. И страдать много. Я — не Ермолова, не Рашель. Я, пожалуй, — современная Адриенна Лекуврер. Я слишком женщина для жизни. Искусство этого не терпит», — писала она в дневнике 4 января 1924 года. Революционный дух и народные мотивы. Рассматриваем платье легендарной актрисы Алисы Коонен В Москве премьеру отыграли 25 ноября 1919-го — в только что отремонтированном особняке на Тверском бульваре (сегодня в нем располагается Московский драматический театр имени А.С. Пушкина). С этим зданием была связана отдельная история. В 1914 году в поисках помещения для своего театра Таиров остановился на доме, принадлежащем трем братьям Паршиным — студентам Московского университета. К дому пристроили небольшой зрительный зал и сцену. Но доходы театр приносил скромные, и перед самой революцией 1917 года Паршины выгнали арендаторов. Временное помещение нашлось на Большой Никитской улице, но репетировать в нем можно было только по вечерам. Там артисты выпустили спектакль «Саломея», который пришелся по душе Анатолию Луначарскому (первый нарком просвещения РСФСР). Он помог Таирову вернуть особняк на Тверском. В здании начали ремонт, труппа старалась много времени проводить на гастролях — в провинции площадки для работы были обеспечены. Триумфальной «Адриенной Лекуврер» театр по-настоящему отпраздновал возвращение домой. Спектакль играли 30 лет, а потом, в 1949-м, именно его последним показали перед закрытием Камерного театра. В 1950 году он превратился в Театр имени Пушкина под руководством народного артиста СССР Василия Ванина. Эпоха Таирова закончилась и фигурально, и буквально — он ушел из жизни в том же 1950 году. Старинный особняк и его тайны. История Театра имени Пушкина Новый период в творчестве Таирова Если говорить о пьесе «Адриенна Лекуврер», то здесь Александра Таирова прежде всего волновало противостояние безусловного таланта и бесталанного общества — по большей части завистливого. Он хотел рассмотреть эту ситуацию в мельчайших деталях. Мало было показать просто одаренную женщину, нужно было отразить и ее одиночество, отягощенное любовью и страстью. Вообще Таиров всегда был доволен работой Коонен, то и дело балуя ее главными ролями. Ему нравилось, с какой легкостью она пробует новые амплуа, экспериментирует, чего нельзя было сказать о некоторых ее коллегах в труппе. Таиров называл их нерешительными, часто просил следовать примеру Алисы Коонен. Он считал, что актерское ремесло держится во многом на том, как человек умеет забыть прошлый опыт, целиком погружаясь в новый. С этим спектаклем связывают наступление нового периода в творчестве Таирова, когда он озаботился поиском на сцене правды жизни, реально существующих характеров и подлинных историй. Первым в СССР он поставил «Оперу нищих» по «Трехгрошовой опере» Бертольта Брехта. Немецкий создатель дидактического театра, к слову, остался очень доволен спектаклем. Таиров говорил, что его постановки не для всех, а для собственной аудитории, которая его понимает, поэтому и свой театр назвал Камерным. Именно качество, а не количество было важно для него даже в тех непростых обстоятельствах, царивших в стране в начале ХХ века. Отравленная актриса «Адриенна Лекуврер» (1849) — первая из трех пьес, совместно написанных французскими драматургами Эженом Скрибом и Эрнестом Легуве. В основе — история знаменитой актрисы XVIII века, игравшей в престижном театре «Комеди Франсез». Ее любили за реалистичную игру и редкую красоту, лучшие роли режиссеры неизменно отдавали ей. Для нее были открыты двери всех литературных салонов Парижа. Со временем она создала и свой, его посещали высокопоставленные гости вроде маршала Ришелье, маркизы де Ламбер и Вольтера. Последний был ее любовником. Но любовью всей своей жизни она называла графа Морица Саксонского, который сполна отвечал ей взаимностью. У них родилась дочь — третий ребенок актрисы. Жизнь Адриенны оборвалась в 1730 году, когда ей было всего 37. Ее отравила 23-летняя герцогиня Бульонская, воздыхательница графа, которая не смогла справиться с ревностью. Трагическая история вдохновила не только Скриба и Легуве. Вольтер написал в честь погибшей актрисы оду «На смерть мадмуазель Лекуврер», итальянский композитор Франческо Чилеа — оперу, а режиссер Марсель Л’Эрбье в 1938-м снял фильм. Кстати, первая картина об Адриенне была создана в 1913 году, главную роль сыграла Сара Бернар. Лента до наших дней не сохранилась.