Самоизоляция и искусство: всё об этом
22 мая в рамках премии «Headliner года», учрежденной ГК «КОРТРОС» в 2017 году, стартовали еженедельные онлайн-дискуссии цикла «Академия хедлайнеров». И в первом выпуске главной темой дискуссии была «Искусство в изоляции» В разговоре приняли участие художник Катя Бочавар, директор галереи-мастерской ГРАУНД Солянка, Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Максим Боксер, коллекционер и галерист, основатель фонда и сообщества «Шар и Крест», Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние», Екатерина Брудная-Челядинова, автор проекта «Изоизоляция». В качестве модератора была Юлия Панкратова, основатель паблика Oh my art!. В это же время «Эрмитаж» вёл видео-экскурсии, которые за начальные периоды самоизоляции посетили 7 миллионов пользователей. При этом за год музей принимает только 5 миллионов посетителей. На фоне ситуации, которая развернулась в мире, стало точно понятно — будущее за онлайн-пространством. Интернет и социальные сети стали эффективным инструментом для общения друг с другом и с аудиторией. За время самоизоляции сотрудникам культурной институции пришлось научиться проводить трансляции и прогулки по выставкам, отслеживать активность аудитории, таргетировать, дифференцировать и быть на связи круглосуточно. Но не везде так радужно, как в трансляциях Эрмитажа. По подсчётам Максима Боксера, создателя сообщества «Шар и Крест», почти 80% онлайн-проектов, связанных с искусством, не оправдывают себя. Дело в том, что с искусством нужно общаться здесь и сейчас. Без спешки, лишних глаз и чужого видения. К сожалению трансляция не может дать этого. Сообщество «Шар и Крест» создавали как группу для узкого круга творцов, чтобы поддержать участников материально в непростое время. Это получалось благодаря правилам сообщества, которые делали путь картины от рабочей студии художника до места в доме коллекционера менее долгим и затратным. Сегодня это уже большое сообщество талантливых людей, которое поддерживает художников. Катя Бочавар, которая выставляет свои полотна в группе подтвердила, что для художника особенно приятно, когда его работы приобретают и выставляют в галереях. Одновременно с деятельностью «Шар и крест» о своём будущем беспокоятся галереи. Ведь сообщество Максима Боксера фактически лишает их работы. «Волноваться не очем», — комментирует ситуацию владелец «Шар и Крест». Когда картины найдёт своих новых хозяев, а пандемия отступит, ценители искусства смогут насладится шедеврами живописи в галереях. Вопреки самоизоляции, к активному летнему сезону готовится Фестиваль «Архстояние», который будет проходить в арт-парке «Никола-Ленивец». Фестиваль ежегодно проводят вот уже 15 лет. Вместе с открытием и действием парка идея свободного творчества смешанного с искусством в ландшафте и медиаартом развивается всё больше. Появилось даже отдельное направление фестиваля для детей. Оно так и называется «Архстояние Детское». В его рамках художники фестиваля с помощью своих интерактивных работ познакомят юных зрителей с профессиями будущего, помогут определиться кем стать и расскажут, что для этого нужно уметь. Тема этого года весьма актуальна — «Лень». Понятие лени на фестивале не прямое, а абстрактное. Вот, что о фестивале говорит его организатор Юлия Бычкова — «Во время подготовки к фестивалю мы сеем лён и подготавливаем объекты к фестивалю. Одна из жемчужин этого сезона — первый цветной объект «Угруан». Его создал Николай Полисский, после вдохновения творчеством Клода Моне. Сейчас сложно заманить людей на офлайн мероприятия, но мы делаем всё возможное для безопасности наших посетителей». Карантин вдохнул новую жизнь в объединённую галерею «Граунд Солянка». Сегодня, на онлайн-площадках она функционирует каждый день для 300–1000 зрителей, которые приходят на эфиры. По словам Кати Бочавар такая работа галереи даёт дополнительную связь современному искусству с аудиторией почитателей. Теперь у него появилась возможность проникнуть во все сферы нашего общества и подарить возможность стать художником каждому. В то же время оставаться в онлайн на совсем не хочется. Это только вынужденная мера, чтобы не утратить возможность самовыражения в этой ситуации. Об интересном действии карантина на искусство, на примере группы «Изоизоляция», рассказала Катерина Брудная-Челядинова. Участники флешмоба показывают своё видение известных картин и воссоздают их сюжеты из подручных средств. Причём масштабы движения разрослись и теперь в нём приняли участие больше 500 тысяч пользователей Facebook и ВКонтакте. Участники принимают образы от Моны Лизы и Дамы с горностаем до персонажей известных фильмов и сериалов. Участвуют сами, привлекают детей, домашних питомцев и предметы интерьера. Кто-то для правдоподобности, а кто-то ради забавы. Всё началось с репостов записей со страниц друзей, а сейчас «Изоизоляция» — это большой Интернет-флешмоб, который позволил обычным людям выразить свой творческий потенциал. Чтобы стать участником флешмоба, нужно в домашних условиях попытаться воплотить известную картину, кадр из комикса, мультфильма или кинокартины. Оксана Кашенко, главный редактор Roomble.com Уверена, что инициативы, связанные с искусством, помогли как художникам, так и обычным людям пережить непростой период самоизоляции. Одним из самых приятных моментов было видеть работы своих друзей в группе «Изоизоляция». Юмор и неожиданный креатив не давали грустить и скучать. Искусство объединило людей. Крупный региональный художественный проект «Уральская индустриальная биеннале» не так давно объявила тему 2021 года — «Время обнимать и уклоняться от объятий». По словам победителя премии «Headliner года» в номинации «Культура и искусство», Алисы Прудниковой сейчас особенное время для искусства. Непростая ситуация с финансами помогает отсеивать контент, которого стало слишком много, но кризис не должен помешать осуществлению больших задумок в сфере искусства, а наоборот дать им ещё большую свободу. В то же время идёт перенастройка и переосмысление всех правил, которые были до периода изоляции. Эти процессы помогут по-другому взглянуть на мир вокруг нас и на искусство в нём. Цикл онлайн-дискуссий «Академия хедлайнеров» на канале КОРТРОС_LIVE организован к 15-летию ГК «Кортрос». Программная дирекция – коммуникационное агентство «Правила общения». Темы ближайших выпусков: «Стартапы в идеальный шторм», «Как перепридумать свой бизнес заново», «Зачем миру эта пауза», «Кризис-менеджмент человеческих ресурсов». Читайте также: Новинки флористики и ландшафтный дизайн: у вас есть шанс озеленить Москву Группа Legrand примет участие в Неделе дизайна в Санкт-Петербурге В Москве открылся первый в России шоу-рум слэбов полудрагоценного камня