«Нездешний вечер». Вспоминаем легендарный спектакль театра «Сфера»
«Нездешний вечер» — один из первых спектаклей театра «Сфера», появившегося в начале 1980-х. Постановка сохраняется в его репертуаре до сих пор — она превратилась в посвящение когда-то придумавшей его Екатерине Еланской. Цветаева, Есенин, Мандельштам 1 января 1981 года. Концертный зал имени П.И. Чайковского. Сцена погружена в приятный полумрак, декораций никаких. Звучит живая органная музыка и поэзия Серебряного века в исполнении актеров. Просто поэтический вечер? Те, кто пришел в первый день нового года в зал имени Чайковского, понимали: это настоящий спектакль. Режиссеру Екатерине Еланской хотелось вывести зрителя из привычных рамок сюжетных перипетий и обратить внимание на красоту человеческого голоса. Среди актеров, принявших участие в постановке, были такие звезды, как Геннадий Бортников, Евгений Киндинов, Лилия Толмачева, Александр Лазарев и другие. Потом вдобавок к уже имеющимся приглашенным артистам Еланская будет звать в спектакль еще Генриетту Егорову, Виталия Соломина и Михаила Козакова. Те охотно согласятся — «Нездешний вечер» быстро станет легендой. Для Евгении Симоновой приглашение станет неожиданностью: она считала, что чтение стихов не было ее сильной стороной. Однако режиссеру удалось доказать и зрителям, и самой актрисе, что это не так. В основу спектакля легла одноименная книга Марины Цветаевой, написанная в 1936 году в парижской эмиграции. Свой «Нездешний вечер» тоскующая по родине Цветаева посвятила литератору и композитору Михаилу Кузмину. Еланская взяла из книги рассказ об одном поэтическом вечере 1916 года в Санкт-Петербурге, который Цветаева вспоминала с особенным теплом. Вместе с цветаевской прозой в спектакль вошли стихи Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева и других поэтов. «...Начало января 1916 года, начало последнего года старого мира. Разгар войны. Темные силы. Сидели и читали стихи. Последние стихи... у последних каминов... ...Из мира, где мои стихи кому-то нужны были, как хлеб, я попала в мир, где стихи — никому не нужны, ни мои стихи, ни вообще стихи, нужны — как десерт: если десерт кому-нибудь — нужен…» (Из книги «Нездешний вечер») Уникальный театр Тогда, в 1981 году, название театра «Сфера» еще не было известно. Небольшая группа энтузиастов только что собралась под руководством Еланской. Спектакли играли на разных площадках — своего дома у театра не было первые четыре года. Но в том же 1981-м «Сфера» получила официальный статус, перестав быть театром-студией. Название осталось — Еланская считала, что в нем отражается близость к зрителю, ей нравилось выражение «сфера общения». Здание в саду «Эрмитаж», где театр размещается сегодня, он получил в 1985 году. Екатерина Еланская помогала разрабатывать архитектурный проект, который смог вместить придуманный ею зрительный зал в виде кругового амфитеатра. Ни кулис, ни занавеса, ни декораций: такого зала нет больше нигде в столице. Поначалу артисты даже немного смущались: не было привычных декораций и окружавшие сцену кольцом зрители видели их со всех сторон. Без декораций и границ. Как устроен театр «Сфера» Из актрис — в режиссеры Екатерина Еланская, дочь актрисы МХАТа Клавдии Еланской и режиссера Ильи Судакова, начала творческий путь на сцене. Окончив Школу-студию МХАТ, она служила в Малом театре. Вскоре поняла, что сама хочет ставить спектакли, и поступила в аспирантуру ГИТИСа при кафедре режиссуры. Она громко заявила о себе в 1967 году, когда поставила «Маленького принца» в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского (сейчас — «Электротеатр Станиславский»). Спектакль так понравился зрителям, что билеты раскупали сразу же, как только они попадали в кассы. Еланская ставила спектакли и в Театре имени Ермоловой, «Современнике». Постановки шли с неизменным аншлагом, постепенно она начала думать о собственном театре. После удачного старта последовали такие хиты «Сферы», как «Письма к незнакомке» Андре Моруа, «Там, вдали…» Василия Шукшина, «Чайка» Антона Чехова, «Королевство — на стол!» Ибсена и другие. Еланская любила творчество Михаила Булгакова, поэтому не могла обойти вниманием и его, став одним из первых режиссеров, кто поставил «Роковые яйца». В 1985 году она перенесла на сцену «Театральный роман» — самое веселое произведение Булгакова, высмеивающее легендарный конфликт основателей МХАТа Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Новая версия В 2013 году «Нездешний вечер» получил вторую редакцию — вскоре после ухода Екатерины Еланской из жизни. Спектаклем занялся ее сын, новый руководитель «Сферы» Александр Коршунов. Постановка теперь посвящена памяти создательницы уникального театра. Спектакль начинается до того, как зрители заходят в зал. В фойе звучат записи поэтов-шестидесятников: Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной. Актерский состав расширился. Если раньше стихи читали не больше шести — девяти человек, то сейчас — больше 15 артистов. Из того, легендарного состава остался только Евгений Киндинов. Коршунов также пригласил Валерия Баринова, Анатолия Смиранина, Ирину Мреженову и других. Участвует в спектакле и сам режиссер. В новой версии расширился состав не только участников, но и поэтов, чьи стихи звучат со сцены: вместе с поэзией Ахматовой и Блока актеры читают строки поэтов более поздних поколений — Бориса Рыжего, Юрия Арабова, Евгения Евтушенко и Арсения Тарковского.