"Защищая Джейкоба": Крис Эванс и разрушение идиллии тихих американских городков
Sobesednik.ru – о нашумевшем мини-сериале с Крисом Эвансом, снятом на основе внушительного романа Уильяма Лэндея. Новый американский мини-сериал «Защищая Джейкоба», основанный на романе Уильяма Лэндея и спродюсированный Apple TV+, вышел только в конце мая, но уже успел стать вторым по популярности после «Утреннего шоу» и завоевал успех у зрителей. Настолько, что даже пошли разговоры о втором сезоне, который изначально не планировался. В основе сюжета и книги, и фильма лежит трагичная история усредненной американской семьи. Эндрю Барбер (Крис Эванс) работает помощником окружного прокурора, живет в приличном доме с любимой женой Лори (Мишель Докери), которая трудится в престижном детском саду, и смышленым 14-летним сыном - Джейкобом (Джейден Мартелл). Их с виду идиллический мир рушится, когда подростка обвиняют в убийстве одноклассника. Постепенно наружу вылезают сокрытые тайны, нарастает недоверие и вскрывается ложь. Сам Лэндей, получив юридическое образование и проработав в правоохранительных органах, безусловно, имеет представление о тех процессах, которые описывает. В его романе можно найти множество мастерски описанных юридических деталей и тонкостей, а также крепкую завязку, из которой вытекает характерная детективная линия. Однако автор концентрируется на другом, выходя далеко за жанровые рамки в виде криминала и расследования. Его книга не столь о тяжбах судебных, сколь о внутрисемейных и внутриличностных. На первом месте у Лэндея внутренний раздрай главного героя, который нарастает параллельно развитию дела и накаляющейся обстановке, а поиск убийцы превращается в поиск иного рода. Поиск ответов, связанных с моралью, попытками разобраться в прошлом и собственной дуальности, недоверием, страхами, переосмыслением жизни. Признаться, режиссер проекта Мортен Тильдум («Охотники за головами», «Игра в имитацию», «Пассажиры») и сценарист Марк Бомбэк («Росомаха: Бессмертный», «Вспомнить все», «Неуправляемый», две последние «Планеты обезьян») действительно бережно отнеслись к внушительной литературной основе. Сериал со скрупулезностью выстраивает наиболее значимые сцены из книги, беря, в свою очередь, больше от жанра, но не забывая при этом о лейтмотивах, атмосфере и настроении романа. Расхождения есть, но самые значимые будут лишь в финале. Формат и темп повествования, как и положено, определяет первая серия. В первых отрывках картина демонстрирует допрос Эндрю Барбера в зале суда, а затем тут же отматывает события на десять месяцев назад – к тому дню, когда был убит 14-летний Бэн Рифкен (Лиам Килбрет). С этого момента в сериале будут переплетаться следующие основные линии: непосредственное расследование с основным и второстепенными подозреваемыми, самостоятельное расследование Барбера-старшего, флэшбеки отца и матери относительно их личного и семейного прошлого, трансформирующаяся внутрисемейная жизнь, внутренние перемены каждого из главных героев и подготовка линии защиты. Разумеется, каждая составляющая будет обрастать новыми подробностями, вскрывающимися тайнами и уликами, заставляя зрителя сомневаться и переключаться с одной версии на другую. Первым делом сериал в деталях обрисовывает идиллическую жизнь Барберов, постепенно расширяя фокус и затрагивая общую умиротворенную атмосферу маленького городка, где каждый друг друга знает и с виду уверен в собственной безопасности. Произошедшая трагедия раскалывает и то, и другое, давая ход многоуровневому исследованию. Авторы пытаются разобраться, как поведет себя семья, некогда любезное общество и каждый участник истории в отдельности. Из этого вытекают лейтмотивы картины. Ставя жителей тихого района в ситуацию, когда его жители сталкиваются с осознанием, что их семье угрожает реальная опасность, а убийцей может быть их знакомый, авторы сперва развеивают давний миф о безопасности семейных пригородов. Далее, находясь под влиянием стрессовой ситуации, состояния неизвестности и страха, общество выплескивает ярость на определенный объект, которым становятся Барберы, отвергнутые также своими коллегами и друзьями. В этом ключе сериал не устает подкидывать визуальные символы отчуждения семейства. Не раз всплывает одинокая машина Лори на парковке, а на доме появляются обвинительные записи, которые показательно не отмываются, демонстрируя, как сложно стереть повешенное клеймо. При этом сериал не забывает мимоходом упомянуть и о других актуальных больных темах относительно боязни нового террористического акта или стрельбы в школе. С обстановкой внутри дома Барберов все несколько сложнее. Разумеется, все внутренние перипетии каждого из героев толстенного романа за семь часов передать невозможно, особенно при наличии другой основательной для сериала линии в виде расследования. Но в целом сериал умудряется рассмотреть ситуацию с фокуса обоих родителей, каждый из которых постепенно начинает уклоняться в собственную сторону и замыкаться в личных проблемах. По мере течения вполне приемлемо раскрываются темы: чувства вины за поступки ребенка и негативные мысли о нем, страха незнания его подлинной личности, подозрения и отрицания, влияния наследственности родителя на детей, тоски о прошлом и боязни будущего, а также нарастающего двустороннего психоза на фоне стресса. Однако тут важную роль сыграл еще и хирургически точный подбор актеров. Роль отца семейства, на которого давят факты, искаженный здравый смысл, пелена перед глазами, родительская любовь, профессиональный долг и непринятие собственного прошлого, исполнил экс – Капитан Америка. Проведший на съемках MARVEL значительную часть карьеры Крис Эванс в очередной раз демонстрирует мастерство в воплощении драматически сложного образа. Пару ему составляет звезда «Аббатства Даунтон» Мишель Докери, которая донельзя тонко передает внутренний надлом матери, практически оставшейся один на один со своими терзаниями. Отдельный пласт выделен для обрисовки подросткового мира. В нем найдется место и буллингу, в том числе в социальных сетях, и комплексам со страхами, и прикосновениям к запретному, и жестокости с манипуляциями, а также попыткам найти место в мире, самоутвердиться и познать себя при помощи разных способов. Приоткрывая дверь в детскую, авторы показывают то, что могут скрывать дети и то, что вызывает страх у родителя. Среди юных героев также много интересных персонажей, в ряду которых есть и обвинители, и подозреваемые, и обвиняемые. Солирует на этом поприще, конечно, Джейден Мартелл, который в свое время отличился в роли Билла Денбро в экранизации кинговского «Оно» и попал в проект, не проходя кастинг. Молодой артист с многообещающим будущем очень точно поймал образ своего персонажа. Его Джейкоб Барбер противится какой-либо попытке залезть к себе в голову и душу, лишен эмпатии, в меру отстранен и холоден, что особенно удачно контрастирует с поведением и состоянием его матери. Настроению картины точно соответствуют ее темп и тональность, делающие упор на неспешность и сдержанность. От формы сериала веет меланхолией, а холодная палитра, множественные блики и отражения удачно рифмуются с дуальностью некоторых персонажей и медленным разрушением семьи. Камера максимально неподвижна, строго выверяет планы и в некоторые моменты будто сама давит на героев, пытаясь уловить каждый косой взгляд, изменение в мимике, нервозность, неловкое движение и общую атмосферу. На руку тихому психологическому саспенсу при этом работает комбинация монтажных склеек, одни из которых демонстрируют крупный план и эмоции отдельных героев, а другие масштабируют картину, позволяя сконцентрироваться разнородной энергии в одном пространстве и нарасти необходимому напряжению. В этом ключе медленное течение повествования некоторыми было оценено со знаком минус, с чем можно поспорить. Такой темп может не вполне подходить для чистокровных детективов (и то не для всех – многие из них имеют глубокий психологический пласт, с которым не всегда будет сочетаться динамика), но отлично сочетается с психологической драмой, коей является «Защищая Джейкоба». Вполне можно предположить, что из-за излишней стремительности могли пострадать некоторые лейтмотивы, образы героев и меланхоличное настроение, которые важны для романа и чудом были умещены в семь экранных часов. Глядя на достоинства проекта, напрашиваются рассуждения о формате экранизаций таких объемных произведений, как роман Лэндея. Для сравнения, в 2019 году, несмотря на крайне старательные попытки Джона Краули, неудачным вышел «Щегол» – киноадаптация шедевра Донны Тартт. В число промахов входят: отсутствие важных лейтмотивов литературной основы, нелинейное повествование, бессвязность многих эпизодов, отсутствие акцентирования внимания на катастрофе и ощущения сломленности в главном герое. Очевидно, что лента Краули не удалась по многим причинам. Но после просмотра «Защищая Джейкоба» невольно возникают мысли о том, что хотелось бы видеть экранизации внушительных книг именно в таком формате (мини-сериалы), который позволит максимально бережно отнестись к деталям. К слову о мини-сериалах. Вначале зашла речь о том, что изначально проект задумывался именно в этом ключе, но успех сериала и формально (!) неоднозначная концовка, некоторые значительные детали которой расходятся с книжной версией, породили разговоры о продолжении. Неизвестно, намеренно ли создатели оставили в финале долю недосказанности. Но пока что продолжение, выходящее за рамки истории, придуманной Лэндеем, видится предприятием сомнительным, к которому с высокой долей вероятности уже точно будут серьезные претензии.